Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

История /

Административные и экономические реформы Петра I

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

 

ТГТУ

Кафедра истории и политологии

Реферат на тему:

“Административные и экономические реформы Петра I”

Выполнил : Поляков В.А.

Группа: АТПП-15

Принял:

Тверь, 1997


Список использованной литературы.

1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

3. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой полови­не XIX века: История. Историк.

       Документ. - М.:МИРОС,1994.

4. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.

Введение

В царствование  Петра Первого были проведены реформы во всех об­ластях государственной жизни страны.  Многие из этих преобразований уходят  корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер­жанием  которых  было  формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые  противоречия  привели  к  необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления,  построения стройной и гибкой системы уп­равленческого аппарата,  строго  контролируемого  высшими  органами власти.  Необходимо было также создание боеспособной регулярной во­енной силы для проведения более агрессивной внешней политики и  по­давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юри­дическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ  в  различных  сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.  В рос­сийской  истории  трудно найти деятеля,  равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой  проблеме.  Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос­сии полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев,  который,  навер­ное,  наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Велико­го,  писал:  «Различие взглядов… происходило от громадности дела,  совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее  какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно,  и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают  на себе его влияние».

Как уже было сказано,  предпосылками петровских  реформ  явились преобразования  конца XVII века.  Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государствен­ного управления.  Предпринимались также попытки более четко разгра­ничить функции и сферы деятельности различных  приказов,  появились зачатки регулярной армии - полки иноземного  строя.  Происходили из­менения в культуре: появились театр,  первое высшее учебное заведение. 

Но несмотря на то,  что почти всем реформам Петра Великого пред­шествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер.  После смерти императора в  1725 г.  Россия была на пути превращения совсем  в другую страну: из Мос­ковского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ог­раниченными,  она превратилась в Российскую империю - одну из вели­чайших держав мира.  Петр превратил Россию в  подлинно  европейскую страну  (во всяком случае,  как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами  на  этом пути стали завоевание выхода к Балтике,  строительство новой столицы - Санкт-Петербурга,  активное вмешательство  в  евро­пейскую политику.

Деятельность Петра создала все условия для более  широкого  зна­комства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули  все слои общества,  в отличие от предыдущих попыток рос­сийских правителей.  Строительство флота,  Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

Административные преобразования

         С 1708 г.  Петр начал  перестраивать  старые  органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу  первой  четверти  XVIII  в.  сложилась  следующая система органов власти и управления.

         Вся полнота законодательной,  исполнительной,  и су­дебной  власти  сосредоточилась  в руках Петра,  который после завершения Северной войны получил титул  императо­ра.  В 1711 г. был создан новый высший орган исполнитель­ной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительны­ми  законодательными  функциями.  Он принципиально отли­чался от своего предшественника - Боярской думы.

         Члены совета назначались императором. В порядке осу­ществления исполнительной власти  Сенат издавал  указы, имевшие  силу  закона.  В  1722  г.  во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался конт­роль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока госу­дарства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения.  В пер­вой  четверти  XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов,  возглавляемая оберфискалом. В обязан­ности  фискалов входило донесение обо всех злоупотребле­ниях учреждений и должностных лиц,  нарушавших "казенный интерес".

         Никак не соответствовали новым  условиям  и  задачам приказная система,  сложившаяся при Боярской думе. Воз­никшие в разное время приказы  (Посольский,  Стрелецкий, Поместный,  Сибирский,  Казанский, Малороссийский и др.) сильно  различались  по  своему  характеру  и  функциям. Распоряжения  и  указы  приказов  зачастую противоречили друг другу,  создавая невообразимую путаницу  и  надолго задерживая решение неотложных вопросов.

         Взамен устаревшей системе приказов в  1717-1718  гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала опре­деленной отраслью или сферой  управления  и  подчинялась Сенату.  Главными  считались три коллегии:  Иностранная, Военная и Адмиралтейство.  В компетенцию Комерц-,  Ману­фактур-  и  Берг - коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-колле­гия  - доходами,  Штатс - коллегия - расходами,  а Ревизи­он - коллегия контролировала поступления доходов, сбор по­датей, налогов, пошлин, правильность расходования учреж­дениями отпущенных им сумм.  Юстиц-коллегия ведала граж­данским   судопроизводством,  а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населени­ем;  ему подчинялись магистраты и ратуши  всех  городов. Коллегии  получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

         Кроме коллегий  было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых бы­ли также четко разграничены.  Одни из них,  например

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»