Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

История /

Административные и экономические реформы Петра I

←предыдущая следующая→
1 2 3 

например Ге­рольдмейстерская  контора,  ведавшая  службой  и  произ­водством  в чины дворян;  Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступле­ниях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора,  Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.

         В 1708 - 1709 гг.  была начата  перестройка  органов власти и управления на местах.  Страна была разделена на 8 губерний,  различавшихся по  территории  и  количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных  областей, а  Московская  губерния  охватывала весь густонаселенный центр,  территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской,  Тверской,  Костромской,  Московской,  Ря­занской, Тульской и Ярославской областей, на которой жи­ла почти половина всего населения страны. В число губер­ний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

         Во главе губернии стоял назначаемый  царем  губерна­тор,  сосредоточивавший  в  своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем кол­легиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.

         Губернии в  1719  г.  были  разделены  на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял во­евода с канцелярией при нем.  Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной  кан­целярией.  Некоторое  время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комисса­ром из местных дворян или отставных офицеров.  Его функ­ции ограничивались сбором подушной  подати,  наблюдением за выполнением казенных повинностей,  задержанием беглых крестьян.  Подчинялся  земский  комиссар  провинциальной канцелярии.  В  1713  г.  местному  дворянству было пре­доставлено выбирать по  8-12  ландратов  (советников  от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения по­душной подати были созданы полковые дистрикты. Квартиро­вавшие в  них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали  проявления  недовольства  и  антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г.,  табель  о  рангах, вводила новую классификацию служащего люда.  Все новые уч­режденные должности - все с иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда:  воинский, статский и придворный,  с  разделением  каждого  на 14 рангов,  или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид­ворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чи­новничества,  ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро­дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та­бели,  с ударением пояснено,  что знатность рода сама по себе,  без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого поло­жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут. 

Экономические реформы

       В Петровскую эпоху российская экономика,  и прежде всего промыш­ленность совершила гигантский скачок.  В то же время  развитие  хо­зяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыду­щим периодом.  В Московском государстве  XVI-XVII  в.  существовали крупные промышленные  предприятия  - Пушечный двор,  Печатный двор, оружейные заводы в Туле,  верфь в Дединове и др.  Политика Петра  в отношении экономической  жизни  характеризовалась  высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

       В сельском  хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель,  возделывания  технических культур, дававших  сырье для промышленности,  развития животноводс­тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив­ной эксплуатации  крестьян.  Возросшие  потребности  государства  в сырье для российской промышленности привели к широкому  распростра­нению таких культур,  как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра­щивание льна и конопли,  а также табака,  тутовых деревьев для шел­копрядов. Указ 1712 г.  предписывал создавать коневодческие хозяйс­тва в Казанской,  Азовской и Киевской губерниях,  поощрялось  также овцеводство.

       В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и  пло­дородный Юг,  где дворяне-землевладельцы  стремились  к  расширению барщины.

       Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города  (на  строительстве  Петербурга  работали  40 тыс. крестьян), мануфактуры,  мосты,  дороги; проводились ежегодные рек­рутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

       Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи­мости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб.  10 коп.  в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы  государс­тва (примерно  в 4 раза;  к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

       В промышленности   произошла   резкая  переориентация  с  мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.  При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз­дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо­лодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин  (Таможен­ный устав 1724 г.)

       Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфакту­ры делились на казенные,  купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш­ленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

       Государственные казенные заводы использовали труд  государствен­ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас­теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность  -  метал­лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления,  работали и посессион­ные, и оброчные крестьяне,  а также вольнонаемная рабочая сила. По­мещичьи предприятия  полностью обеспечивались силами крепостных по­мещика-владельца.

       Протекционистская политика  Петра  вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности,  зачастую появлявшихся в Рос­сии впервые.  Основными были те,  которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные,  судостроительные,  суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые ма­нуфактуры или брали в аренду государственные.

Возникают мануфактуры  во многих отраслях - стекольной,  пороховой,

бумагоделательной,  парусинной, полотняной, шелкоткацкой, су­конной, кожевенной,  канатной,  шляпной,  красочной,  лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд,  строительство Вышневолоцкого канала,  способс­твовали

←предыдущая следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»