Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

История /

История российского автомобиля

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

                                * * *

 

     Ровно 100 лет отделяет нас от 1896 года,  когда  Е.А.Яковлев  де-

монстрировал  первый  русский  автомобиль  на Всероссийской промышлен-

но-художественной выставке в Нижнем Новгороде.

                           I. Первые шаги.

     Евгений Александрович Яковлев - в прошлом лейтенант военного фло-

та.  Он начал проводить эксперименты с двигателем внутреннего сгорания

в 1884 году. А в 1889 году на собственный страх и риск организовал се-

рийное  производство керосиновых и газовых двигателей на основанном им

небольшом заводе в Петербурге.

     Двигатели конструкции  Яковлева имели для того времени немало пе-

редовых конструктивных особенностей (электрическое зажигание , съемную

головку цилиндра,  смазку под давлением). В 1893 году они экспонирова-

лись на Всемирной выставке в Чикаго и были отмечены премией.  На  этой

выставке  был  представлен один из первых автомобилей серийного произ-

водства - немецкий "Бенц" модели "Вело". Этим необычным экспонатом за-

интересовались Евгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фре-

зе,  инженер, владелец каретных мастерских в Петербурге. Решение пост-

роить подобную машину родилось быстро.  Однако осуществить его удалось

только через три года. Яковлев изготовил двигатель и трансмиссию, Фре-

зе по его заказу - ходовую часть и кузов.

     Что представляла собой эта машина? Четырехтактный двигатель с од-

ним горизонтальным цилиндром размещался в задней части кузова и разви-

вал мощность 1,5-2 л.с. Для охлаждения цилиндра служила вода, а тепло-

обменниками являлись две латунные емкости,  размещенные вдоль бортов в

задней части машины. Зажигание смеси было электрическим (батарея сухих

элементов и патентованная свеча),  в то время как на многих двигателях

тех лет применялась калильная трубка.  Карбюратор был простейшим,  так

называемого испарительного типа (в отличие от современных карбюраторов

распылительного типа). Его корпус в виде высокого цилиндра находился в

заднем  левом  углу кузова.  Как и на всех других двигателях Яковлева,

выпускной клапан имел механический привод,  а впускной клапан действо-

вал, как тогда говорили, "автоматически" т.е. от разряжения. Трансмис-

сия состояла из резиновых ремней со шкивами, посредством которых можно

было получить две передачи вперед и холостой ход.  Передачи включались

рычажками,  помещенными на стойках слева и справа от рулевой  колонки.

передача заднего хода отсутствовала.


                                - 2 -

     Перед двигателем (он располагался у задних  колес)  под  сидением

водителя и пассажира проходил поперечный ведущий вал с дифференциалом.

Насаженные на его концы звездочки через цепи передавали вращение ведо-

мым  звездочкам,  соединенным  со  спицами задних ведущих колес шестью

стремянками каждая.  Судя по отношению диаметров цепных звездочек, ви-

димых на сохранившихся снимках русского автомобиля, передаточное число

главной передачи составляло около 5,45. Машина имела два тормоза. Руч-

ной тормоз (от рычага,  расположенного у левого борта кузова) действо-

вал на шины задних колес,  прижимая к ним крохотные тормозные колодки.

Именно этот тормоз по современной терминологии являлся рабочим, а дру-

гой - ножной - выполнял вспомогательную роль и действовал  на  ведущий

вал трансмиссии.

     Ходовая часть представляла типично каретную  конструкцию.  Машина

Яковлева  и  Фрезе не была просто копией немецкой модели,  несмотря на

то, что к 1896 году по Петербургу уже ездили четыре "бенца": два - мо-

дели  "Вело" и два - "Виктория".  Справедливости ради следует отметить

разницу между русской и немецкой машинами в двигателе рулевом управле-

нии,  в  конструкции  колес  и  других  деталей.  Кроме  того,  первый

"Бенц-Вело" поступил в Петербург в мае 1895 года, когда даже подробное

знакомство  с  его устройством не могло повлиять на основные конструк-

тивные решения Яковлева и Фрезе.

     Первый русский  автомобиль с двигателем внутреннего сгорания про-

шел испытания в мае 1896 года, в июне отделка машины была закончена, 1

июля  она была экспонирована на Всероссийской промышленно-художествен-

ной выставке в Нижнем Новгороде и совершала там демонстрационные поез-

дки. Царь Николай II при посещении выставки не удостоил его вниманием.

Тем не менее Яковлев и Фрезе настойчиво рекламировали свои  изделия  и

продолжали работу над "самодвижущимися экипажами".  После смерти Яков-

лева его завод перешел в руки другого владельца,  который не интересо-

вался автомобилями.

                         II. Завод "Лесснер".

     Два русских  завода  "Лесснер"  в Петербурге и Русско-Балтийиский

вагонный завод в Риге пытались наладить производство отечественных ав-

томобилей.  Первый из них, основанный в 1853 году, делал станки, паро-

вые котлы и машины,  арматуру к ним.  В 1901 году прекратило их произ-

водство,  ставшее невыгодным, и решило отдать предпочтение более перс-


                                - 3 -

пективным изделиям.  Поэтому руководство завода заключило  с  немецкой

фирмой  "Даймлер" договор постройки по лицензии двигателей внутреннего

сгорания и автомобилей.  Но не "Мерседесов", которые тогда выпускали в

Германии,  а  сравнительно  малоизвестных  моделей,  сконструированных

русским инженером Борисом Петровичем Луцким на предприятии в  Берлине.

К  производству автомобилей завод "Лесснер" приступил после того,  как

Луцкой доставил для демонстрации "2 моторные телеги",  грузовики своей

конструкции, построенные на заводе в Германии. Каждая из этих двух ма-

шин развивала при двигателе мощьностью 12 л.с. 11 км/ч и могла перево-

зить  5 тонн груза.  Демонстрация грузовых автомобилей в России прошла

успешно.

     В 1905  году завод "Лесснер" получил первый крупный заказ - пост-

роить для почтового ведомства 14 машин, первая из которых была собрана

26 марта.

     Что представляла собой эта модель? Двухместный автомобиль с вмес-

тительным ящиком для писем; колеса с деревянными спицами; цепная пере-

дача и двухцилиндровый двигатель.

     С 1906 по 1909 год "Лесснер" изготавлял легковые автомобили четы-

рех моделей:  двухцилиндровые (12 л.  с.), четырехцилиндровые (22 и 32

л.  с.) и даже шестицилиндровые (90 л. с.). Все они имели цепную пере-

дачу,  причем на двухцилиндровых моделях  применялась  трехступенчатая

трансмиссия,  а на остальных - четырехступенчатая. На шасси этих моде-

лей завод монтировал кузова девяти разных типов.  Кроме того, "Лессер"

выпускал и грузовики грузоподъемностью 1,2 и 2,0 тонн,  а также пожар-

ные машины, фургоны, автобусы (всего 13 разновидностей).

     В 1907  году  "Лесснер" демонстрировал на I Международной автомо-

бильной выставке в Петербурге почтовую

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»