←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
___________________
Несмотря на нередкие высказывания западных макроэконо-
мистов о том, что самым характерным в проводимых и проведенных
китайских реформах является их полная непонятность и нелогич-
ность c точки зрения западной экономической науки, эти реформы
с самого начала были и остаются сейчас одними из наиболее про-
работанных в теоретическом, идеологическом и, в целом, в науч-
ном плане. Исключением может считаться только непродолжитель-
ный период конца 70х-начала 80х годов,(время начала китайских
реформ), который вообще-то можно назвать "заявлением о намере-
ниях". Но уже в 1982 году для решения задач обеспечения реали-
зации целей и задач реформы на всех уровнях управления ки-
тайской экономикой был создан Государственный комитет по ре-
форме экономической системы при Госсовете КНР. Параллельно с
ним в сжатые сроки были созданы соответствующие комитеты по
реформе экономической системы на уровне провинций, городов и
ниже.К теоретическим исследованиям к началу 90х годов было
подключено уже свыше 60 центральных научных учреждений, и еще
весьма значительное число научно-исследовательских учреждений
регионального и местного масштабов. С чем это, по-моему, может
быть связано. Даже самый краткий экскурс в историю Китайской
Народной Республики, который я просто обязан буду привести ни-
же, дает богатую пищу для выводов о настроении китайского на-
рода и перспективах развития, к которым неизбежно должно было
прийти китайское руководство в конце 70х годов.Однозначно это
можно было назвать усталостью от ошибок, глухим, но всеобщим
нежеланием отвечать за ошибки своего руководства, для которого
все это, вместе взятое, являлось серьезным звонком об иссяка-
нии народного энтузиазма, а с ним и кредита доверия партии-ли-
деру. Больше ошибаться было нельзя, а отступать некуда. Чтобы
не быть голословным, сейчас, очевидно, нужно рассказать о
предшествовавшей началу нынешних реформ короткой, но насыщен-
ной, трагической, но неоднозначной истории Китайской Народной
Республики.
В первые 8 лет после образования КНР, молодое социалисти-
ческое государство, пережившее также и кровопролитную граж-
данскую войну, прошло через коренные качественные изменения в
социально-экономической структуре. Трудно переоценимую помощь
в закладке материально-технической базы социализма оказал Ки-
таю Советский Союз и другие соцстраны. Во многом благодаря
этой помощи и действительно огромному революционному энтузиаз-
му китайского народа, в эти годы были достигнуты высокие и
стабильные темпы экономического роста.
С 1958 года начался "большой скачок", призванный постро-
ить в Китае коммунизм, минуя социалистический этап. Из-за за-
вышения по этой причине степени обобществления производства,
средств производства, системы оплаты труда, систем распределе-
ния продовольствия и товаров народного потребления до совер-
шенного абсурда, общественные и экономические отношения приня-
ли невиданно уродливые формы. Последствия недопустимого опере-
жения уровня развития производительных сил формами произ-
водственных отношений не замедлили сказаться. Со стороны, наи-
более парадоксально выглядел тот факт, что фантастические тем-
пы экономического роста, достигнутые в первые годы "большого
скачка", не только не увеличили промышленного и сельско-хо-
зяйственного производственно-экономических потенциалов страны,
но и очень серьезно подорвали их -- настолько, что все после-
дующие годы вплоть до конца 70х Китай оправлялся от этого уда-
ра, нанесенного самому себе.
Так, в 1961-65 годах, проводя политику "урегулирования"
народного хозяйства, направленного на разукрупление "народных
коммун" и выработку более реальных планов экономического раз-
вития, китайское руководство так и не смогло оторваться от са-
мой главной ошибки предыдущих лет, о которой уже говорилось
выше,--от нарастающей тенденции отставания производительных
сил от производственных отношений. Этот отрыв снова остро дал
себя знать в период так называемой "культурной революции". Как
гипотезу о причине такого упорства в повторении ошибок я могу
предположить идеологический аспект. По-моему, само признание
возможности таких ошибок на пути строительства социалисти-
ческого и коммунистического общества через 10-15 лет после ре-
волюции мог необратимо подорвать доверие народа к самой идее
социализма-коммунизма. Кстати, здесь я во многом оправдываю
"недоговоренность" политики "урегулирования". Скорее всего
поступаться и дальше идеологическими канонами даже ради здра-
вого смысла в тот момент, как мне кажется, было, действитель-
но, нельзя. Разумеется, это не относится к периоду "культурной
революции", которую не может оправдать ничто.
Попытки ускорить прохождение переходного периода и созда-
ния материально-технической базы социализма предпринимались
вплоть до конца 70х годов и не дали результата все по той же,
уже много раз повторенной причине--отрыве производственных от-
ношений от производительных сил.
Этого, я думаю, должно быть достаточно для общего впечат-
ления от начального экономического плацдарма современных ки-
тайских реформ, который само китайское руководство определило
как "грань катастрофы".
Далее я планирую после краткого рассказа об "официальном"
начале китайских реформ в следующей главе основную часть своей
работы посвятить отдельным "подреформам" общественно-экономи-
ческой структуры КНР (реформы хозяйственной системы в деревне,
ценообразования, финансовой системы, торговли, управления тру-
дом и заработной платой, управления промышленностью и другое).