←предыдущая следующая→
1 2 3
В отечественной американистике, начиная с конца 70-х гг., появилось много работ по истории двухпартийной системы США. В качестве методологической основы была взята ленинская оценка этой системы как “комбинации буржуазных партий, имеющих перед собой постоянно и на определённых исторических отрезках принципиально общие задачи, решаемые, однако, различными методами в зависимости от понимания этих задач теми социальными группами, интересы которых представляет и выражает каждая из партий”[1]. Теоретические разработки отечественной американистики строились на диалектическом подходе, с помощью которого были определены законы функционирования двухпартийной системы в США: диалектическая связь политических организаций с социально-экономической и политической историей, относительная автономность от перечисленных аспектов, законы альтернативы и консенсуса как две противоречащие основы двухпартийной системы.
Вместе с тем советские историки, как это не парадоксально, мало внимания уделяли роли масс в общественной жизни США периода становления. Предметом исследований, как правило, являлись сами партии, их лидеры, программы, философия, что вызвало со стороны радикальной американской историографии обвинения ряда отечественных исследователей в подражании школе согласия. Было непонятно, почему федералисты, идеология которых противоречила классовым интересам подавляющего большинства американцев, смогли продержаться у власти целых десять лет. Следовательно, партийные предпочтения народных масс лежали не только в плоскости классовых интересов, но и на гораздо более глубоком уровне. Более того, зачастую федералистов поддерживали именно фермеры, являвшиеся социальной базой республиканцев. Объяснение популярности федералистов надо искать также в сложившемся менталитете американцев, в существовавшей на тот момент системе ценностей.
Колониальное прошлое
наложило серьёзный отпечаток на массовое сознание. Д. Бурстин, оценивая влияние пуританизма на менталитет американцев,
отмечает, что в почитании религиозной ортодоксии воспитывалось уважение к
закону. Данное обстоятельство в
значительной степени обусловило консервативный характер американцев
Политическая жизнь
колоний полностью находилась в руках
элиты. Массы лишь пассивно одобряли
заранее выдвинутые на выборы кандидатуры.
Колониальная элита всеми силами удерживала монополию на власть. В Новой Англии основным орудием управления
массами была Конгрегационалистская церковь.
Её служителей объявили ангелами, божьими посланниками, которые доносили
слово божье до простых смертных, оценивали поступки людей и принимаемые законы
с точки зрения правильности и т. д.. Авторитет церкви оставался высок и в период
правления федералистов. Осмеливавшегося
его оспорить ждало неминуемое наказание.
По словам Г. Адамса, который первый провёл взаимосвязь между
консервативными ценностями и популярностью федералистов, «Стоило человеку
оспорить авторитет церкви, священнослужитель надевал на голову треуголку, брал
в руку трость с серебряным наконечником и шёл по улице, стуча в двери лучших из
своих прихожан, предупреждая о возникновении духа вседозволенности ..., который
мог быть подавлен только решительным совместным усилием. Каждый, попавший под такое осуждение,
панически боялся, что затем предстанет перед судом магистрата»
Сдвиг в массовом сознании произвела Американская революция. Один из её видных деятелей будущий президент и федералист Дж. Адамс отмечал: «Что мы подразумеваем под Революцией? Войну? Она не являлась частью Революции, а была лишь её эффектом и следствием. Революция произошла в умах людей». Насколько же изменилось сознание масс в революционную эпоху? В американской историографии большое внимание народным массам как самостоятельной движущей силе революции оказывалось только со стороны радикальной историографии, возникшей на базе движения новых левых 60-х годов. Отечественные историки подвергли критике тезис о наличии у масс собственной идеологии, отличной от буржуазной. Тем не менее, нельзя не признать заслуги новых левых — массы были поставлены в центр революционного процесса, в качестве активного политического субъекта. Революция вывела народные массы из вековой спячки, вселив в них веру в собственную силу и значимость, привила интерес к политике. Выборы из всеобщего подкупа и спаивания превратились в ответственное для людей мероприятие. Зарождалась новая политическая культура.
Важным обстоятельством для объяснения поддержки федералистов со стороны народных масс является то, что Соединённые Штаты, в момент образования федеративного государства находились на стадии первоначального накопления капитала. Девизом этой эпохи было всемерное обогащение, не важно, каким способом. Разделение на промышленников, аграриев, банкиров, спекулянтов, торговцев, фермеров и т. д. нельзя возводить в нечто застывшее, несоприкасающееся. В это время на посреднической торговле сделали состояние многие видные федералисты, пример которых «вдохновлял» массы, вселял у простых американцев надежду на повышение своего социального статуса. Такое «геройство» есть проявление крайнего индивидуализма, имеющего в США глубокие корни. Дело в том, что в Америке, начиная с ранних колониальных времён, господствовали индивидуальные формы хозяйствования, а не общинные. Фермер сам расчищал свой земельный участок, сам его пахал, зачастую в одиночку отбивал нападения индейцев, сам решал коммерческие вопросы, короче, был сам себе хозяин. Из поколения в поколение у американцев воспитывался принцип надеяться только на себя. Люди, «сделавшие себя сами», пользовались огромным уважением, к их мнению прислушивались остальные. Поэтому значительная часть рядового фермерства, рабочих не внимала джефферсоновским проклятиям в адрес денежных мешков. Немаловажным обстоятельством являлось
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|