Другая проблема этой темы, сюжетика Тверских монет. Надо сразу сказать, что она небогата. Это наводит на мысль о том, что развитие чеканного дела в Твери ,было новаторством.
Наиболее яркий сюжет с точки зрения символизации власти это изображение "Головы князя в короне".Безусловно этот сюжет играет политическую роль и показывает легитимность и суверенность власти Тверского князя. Как считает Лавренов В. И ,это изображение"следует рассматривать как представление о власти князя в реальном образе правителя". Тверской исследователь Бабич А.В. утверждает, что данный сюжет обладает"ярко выраженной властной символикой " и отмечает "особую идеологическую важность изображения". По мнению же Рубцова А.В "это прямое изображение немецких монет Генриха II(1002-1024) или герцогов Саксонских". Поэтому можно предположить, что этот сюжет был заимствован из западной системы нумизматических изображений. Тем более что известно о тесных связях Тверского княжеского Дома с Литвой. Сюжет монет говорит о схожих мыслях Тверского князя с западными представлениями по проблеме политической власти и государственного устройства. Интересен и сюжет
"символического"характера, который можно идентифицировать как "Сцена охоты на медведя". Сюжет сей по мнению Рубцова "чисто русский сюжет". И его можно трактовать как предлагает Лавренов В.И.
"как отражение борьбы князя с политическими соперниками ". Однако, тяжело определить служебную функцию этого сюжета Скорее всего она связана с культурным обоснованием политической власти. В итоге можно сказать. В итоге можно сказать , что сюжетика Тверских монет не была случайна, безусловно чеканка находилась под контролем князя и выполняла его политический заказ.
Необходимо затронуть проблему внешних влияний на изображения на монетах Твери. Сразу же нельзя исключать и западные веяния, т.к. нам известно о тесных отношениях княжества с Литвой и политической ориентации Твери на запад. Кроме того сюжеты некоторых монет прямо
показывают свою заимствованность с Запада. По поводу отношений с Востоком, трудно сказать что то определённое. С одной стороны известно о специфическое отношение Твери к Орде, через которую проходили основные контакты с Востоком . С другой стороны наличие Золотоордынских купцов в Твери и чеканка такого сюжета как "Крыла-
тый кентавр", может убедит нас в наличие определённого вида связей с Востоком! Однако, принадлежность этого типа к сюжетам подвергшим-
ся восточному влиянию весьма сомнительно. Так например Лавренов В.И считает что"совмещение на одной монете вооружённого всадника и кентавра указывает на определённую связь с литовской геральдикой". И
не надо забывать о том , что на Тверских монетах никогда не было татарских надписей и знака подчинения Орде- тамги, в отличие от Московских нумизматических традиций. Говоря о местных сюжетах,
мы должны знать, что они могли появиться в чеканке либо с печатей,
либо с памятников декоративно-прикладного искусства. В сюжетах Тверских печатей , центральное место занимали изображения соглас-
но Византийской сфрагистической традиции. Т.е. на лицевой стороне пе-
чати изображался святой, покровитель правящего князя, а на оборотной святой покровитель отца правящего князя. Классическим примером здесь является "печать Михаила Ярославовича Тверского с изображе-
нием архангела Михаила с крестом и державным яблоком в руках".
С конца XIV века меняется сфрагистческая традиция, на печати Тверского князя Михаила Александровича изображён "лютый
зверь", что указывает на княжеские притязания на Великое Владимирское княжение. Т.о. мы можем говорить что и печати
стали использовать как средство символизации политической власти.
На монетах Ивана Михайловича нет изображений святых, нет изображений "лютого зверя", однако приемственность в сюжетах монет и печатей появиться позднее в правление Бориса Александровича .
В итоге мы можем говорить о двух типах сюжетов, первые это пришедшие на монеты с печатей, вторые из памятников декоративно-прикладного искусства.
Начало Тверской чеканки свидетельствует о быстром подъёме экономических , политических и культурных сил княжества. Сюжеты
Тверских монет являются одним из главных источников по символике
края. Изображения на монетах и печатях не были случайны и выполняли
заказ политической доктрины Тверского княжеского Дома. Немногочисленость сюжетов князя начавшего Тверской чекан, свидетельствует о том, что этот вид занятия был до этого неизвестен в
княжестве .Историографический спор между нумизматами, выходит за рамки чисто нумизматического. Монеты Тверского княжества являются
уникальными памятниками Средневековой Руси.
Примечания:
1.Спасский И.Г. Русская монетная система.-М.,1962.-С.81.
2.Лавренов В.И. Тверская геральдика конца XIV-XV века // Гербовед.-
1996.№9.-С.29.
3.Бабич А.В. Тверские монеты XV века как источник по региональной
геральдике Тверского княжества // Гербовед.-1996.-№9.-С.68.
4.Рубцов М.В. Деньги Великого княжества Тверского.-Тверь.,1996.С. 104
5.Там же. С.122.
6.Лавренов В.И. Тверская геральдика....С.29.
7.Там же. С.29.
8.Там же.С.27.
|
|