в политическом отношении знать и простой народ, поставив
герусию над теми и другими.
2. Земля в Спарте принадлежала государству.
Она была поделена на равные участки - клеры.
Каждый спартанец (если его признавали полноценным в физическом отношении) получал
при рождении клер, который приносил ему доход и который он не мог ни дарить, ни продавать. Таким образом, между спартанцами
существовало не только политическое, но и имущественное равенство.
3. Спартанцы называли свой полис "община
равных". Они отрицательно относились к демократическому строю, существовавшему во многих греческих городах-государствах,
и там, где могли, содействовали утверждению власти
аристократии.
4. Законодательство Ликурга
сохранило институт царской власти. В Спарте было два
царя. Их звание было наследственным. Они происходили из двух знатнейших спартанских родов.Цари
выполняли роль жрецов (приносили жертвы богам) и военачальников.
Цари входили в состав герусии.
5. Совет
геронтов (герусия) состоял из 30 человек: 28 геронтов и два царя.
6.
Филы - племена. Кроме родовых делений, Лаконика
(область Пелопоннеса, центром которой была Спарта) была разделена на 5 территориальных областей .
Прочитайте
документы № 11. Ответьте на следующие вопросы:
1. Каково
происхождение илотов?
2. Всегда ли положение илотов было неизменным?
3.Как определяют Павсаний социальное положение илотов?
Отвечая на вопросы, необходимо иметь в виду
следующее:
1. Спартанцы в период переселения на Пелопоннес представляли
собой союз дорийских племен. Спартанцы захватили область Пелопоннеса Лаконику и
подчинили себе местное земледельческое население - ахейцев. Земля стала считаться государственной
землей, а коренное население области -
государственными рабами. Илоты работали на клерах спартанцев собственными
орудиями труда. Половину дохода получала семья
спартанца, половину - все работавшие на этой земле
илоты. Спартанцы не могли по своему желанию
освобождать илотов. Это могло сделать только государство.
2. Илотов было
много больше, чем спартанцев. Каждого спартанца во время
военного похода сопровождало три легковооруженных илота, которые
выполняли роль слуг. При этом часть илотов продолжала работать в сельском
хозяйстве.
3. Поскольку многочисленные илоты жили
отдельно от спартанцев и без надзора, а к тому же говорили на одном языке, они
представляли большую угрозу
для Спарты. Чтобы предотвратить восстания илотов (которые все равно время от времени
происходили) , спартанцы держали илотов в постоянном страхе
. Периодически они устраивали
на них настоящую охоту: подстерегали и убивали.
4. Илоты не были рабами в полном смысле слова. Они работали на земле, часть урожая с которой
брали себе; у них были собственные орудия труда; их нельзя было
покупать и продавать. Положение илотов в какой-то мере напоминало положение
лишенных средств производства работников храмовых
и царских хозяйств на Древнем Востоке, хотя аналогия не полная.
5. Спартанские илоты не были
исключением из общего правила. Подобные категории населения были также в Фессалии и на Крите.
6.
В конце пятого и особенно в IV в до н.э., когда под влиянием мощного притока денежных средств в Спарту в результате
победы Пелопоннесского союза в войне с Афинами общественно-государственный строй Спарты стал разлагаться, в
Лаконике появилось
некоторое количество обычных, покупных рабов. Они
использовались так же, как и большинство рабов в
Греции-были домашними слугами.
7. Рабов в греческих полисах, особенно в Афинах было много,
вероятно, лишь немногим меньше , чем граждан. Но
так же, как и на Древнем Востоке, основой производства они не были. В сельском хозяйстве работало зависимое
население типа илотов или сами граждане . Ремеслом и торговлей занимались в основном свободные граждане и особенно метеки. И те и другие
могли иметь в качестве помощников рабов. Но в основном
рабы трудились на рудниках и являлись домашними
слугами. Свободное сельскохозяй