Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

История /

Античный мир

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 

сельскохозяйственное население Греции также использовало рабов, но опять-таки в качестве помощников.      

В статье Ю.В.Андреева "Начальные этапы становления гречес­кого полиса// Город и государство в древних обществах.М.,1982. освещен процесс формирования основного структурообразующего элемента греческой (и в целом античной) цивилизации - полиса или города-госу­дарства. Проблема полиса и его кризиса является центральной в античной истории, поскольку античная цивилизация сущест­вовала как система полисов, а кризис и гибель этой цивили­зации представляет собой кризис и гибель полиса как формы организации политических, социально-экономических и культурных процессов. Что же представлял собой греческий полис?

В период расцвета греческой цивилизации полис представлял собой независимое миниатюрное государство (в V в.до н.э. в Афинах было при­мерно 90 тысяч граждан, 40 тысяч метеков и 70 тысяч рабов). Его центром был город в собственном смысле слова, то есть укрепленный населенный пункт, в котором были сосредоточены административные, религиозные и военные функции, притом значительная (не обязательно большая) часть на­селения непосредственно или при помощи своих рабов могла заниматься ремеслом и торговлей. К городу примыкала сельская округа в лице зависимых от города поселений. Большая часть населения такого государст­ва была сконцентрирована в городе в результате так называемого синойкизма - политической интеграции ряда первона­чальных (чаще всего, сельских, но иногда и городских) общин, сопровождавшейся переселением значительной части населения в один го­род. Поэтому полис представлял собой специфический тип общины. В отличие от других ее разновидностей (родовая, соседская) эта община су­ществовала как государство, то есть это гражданская община. Это был союз граждан, направленный, прежде всего, на защиту от внешних врагов. Но гражданская община выполняла и другие функции. Поскольку город пред­ставлял собой место поселения земельных собственников (чем бы они в го­роде ни занимались), принадлежность к общине давала право собственности на землю в полисе. Гражданин полиса был полноправным частным собствен­ником земли (исключение - Спарта), но если он терял гражданство, он те­рял и право собственности, то есть частная собственность на землю была обусловлена членством в общине - принадлежностью к числу граждан. Еще одна функция гражданской общины: она обеспечивала власть и господство над негражданами - метеками и рабами. Эта функция полиса была наиболее ярко выражена в Спарте, где постоянная необходимость держать в по­виновении илотов способствовала тому, что "община равных" имела военизированный характер. Социальную основу полиса сос­тавляли граждане среднего достатка, способные нести военную службу. В своем идеальном варианте полис выступал как республика свободных, самостоятельно обеспечивающих свое существование земельных собственни­ков. Поэтому рост имущественного неравенства среди граждан полиса, вызванный все большим развитием товарно-денежных отношений и от­части более широким использованием труда рабов в конце V - начале IV вв. до н.э. привел к размыванию среднего слоя - социальной опоры по­лиса и соответственно к кризису всей полисной системы.

А.Ф. Лосев1 обоз­начает основные черты картины мира античного человека, то есть форму­лирует те мировоззренческие принципы, исходя из которых человек Античности воспринимал мир.

Обратите внимание на следующие черты этой картины мира:

- человек воспринимает мир как телесный, чувственно осязаемый, живой и божественный.

- античные боги - это идеи вещей, то есть законы, которые правят ми­ром. Но поскольку мир телесен, телесны и его законы.

- законы природы обожествляются, но поскольку законы от природы неот­делимы, античным богам присущи все человеческие достоинства и недос­татки, ведь человек - частица природы.

- мир вечен и абсолютен. Егo никто не создал. Значит он самодостаточен и управляется своими собственными законами. И эти за­коны неотвратимы.

- неотвратимость мировых законов выражается понятием судьбы. Антично­му человеку свойственен фатализм.

- но человек не знает предначертанного. Поэтому он может поступать так, как хочет. А это значит, что человек свободен. Отсюда светский культ героев.

- мир - наилучшее произведение искусства. А раз так, значит человеческое искусство должно подражать ему. Отсюда идея гармонии и культ челове­ческого тела, которое так же прекрасно само по себе, как и породивший его космос. Поскольку тело скульптурно, наиболее адекватное выражение греческая идея гармонии нашла в скульптуре.

- внимание к человеческому телу не означает интереса к личности. В древнегреческом и латинском языках нет слова

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»