сельскохозяйственное население Греции также использовало рабов, но
опять-таки в качестве помощников.
В статье Ю.В.Андреева
"Начальные этапы становления греческого полиса//
Город и государство в древних обществах.М.,1982. освещен процесс
формирования основного структурообразующего элемента греческой (и в целом античной) цивилизации - полиса или города-государства.
Проблема полиса и его кризиса является центральной в античной истории,
поскольку античная цивилизация существовала как
система полисов, а кризис и гибель этой цивилизации представляет собой кризис и гибель полиса как формы организации
политических, социально-экономических и культурных процессов. Что же
представлял собой греческий полис?
В период
расцвета греческой цивилизации полис представлял собой независимое миниатюрное государство (в V в.до н.э. в Афинах было примерно 90 тысяч граждан, 40 тысяч метеков и 70 тысяч рабов). Его центром был город в собственном смысле слова, то есть
укрепленный населенный пункт, в котором были сосредоточены административные, религиозные и военные функции, притом
значительная (не обязательно большая) часть населения
непосредственно или при помощи своих рабов могла
заниматься ремеслом и торговлей. К городу примыкала сельская округа в лице зависимых
от города поселений. Большая часть населения такого
государства была сконцентрирована в городе в результате
так называемого синойкизма - политической
интеграции ряда первоначальных (чаще всего,
сельских, но иногда и городских) общин,
сопровождавшейся переселением значительной части населения в один город.
Поэтому полис представлял собой специфический тип
общины. В отличие от других ее разновидностей
(родовая, соседская) эта община существовала как государство, то есть
это гражданская община. Это был союз граждан,
направленный, прежде всего, на защиту от внешних врагов. Но гражданская община выполняла и другие функции. Поскольку город представлял собой место
поселения земельных собственников (чем бы они в городе
ни занимались), принадлежность к общине давала
право собственности на землю в полисе. Гражданин полиса
был полноправным частным собственником
земли (исключение - Спарта), но если он терял гражданство, он терял и право собственности, то есть частная собственность на землю была обусловлена членством в общине - принадлежностью к числу граждан. Еще одна функция гражданской
общины: она обеспечивала власть
и господство над негражданами - метеками и рабами.
Эта функция полиса была наиболее ярко выражена в Спарте, где постоянная
необходимость держать в повиновении илотов
способствовала тому, что "община равных" имела военизированный характер. Социальную основу полиса составляли граждане среднего
достатка, способные нести военную службу. В своем идеальном варианте
полис выступал как республика свободных, самостоятельно обеспечивающих свое существование земельных собственников. Поэтому рост имущественного
неравенства среди граждан полиса, вызванный все большим развитием товарно-денежных отношений
и отчасти более широким использованием труда рабов
в конце V - начале IV вв.
до н.э. привел к размыванию среднего слоя - социальной
опоры полиса и соответственно к кризису всей полисной
системы.
А.Ф. Лосев1 обозначает основные черты картины мира
античного человека, то есть формулирует те мировоззренческие принципы, исходя из которых человек Античности воспринимал мир.
Обратите
внимание на следующие черты этой картины мира:
- человек воспринимает мир как телесный, чувственно осязаемый, живой и божественный.
- античные боги
- это идеи вещей, то есть законы, которые правят миром. Но поскольку мир
телесен, телесны и его законы.
- законы природы
обожествляются, но поскольку законы от природы неотделимы,
античным богам присущи все человеческие достоинства и недостатки,
ведь человек - частица природы.
- мир вечен и
абсолютен. Егo никто не создал. Значит
он самодостаточен и управляется своими собственными законами. И эти законы
неотвратимы.
- неотвратимость мировых законов выражается понятием судьбы. Античному человеку свойственен фатализм.
- но человек не
знает предначертанного. Поэтому он может поступать
так, как хочет. А это значит, что человек свободен.
Отсюда светский культ героев.
- мир -
наилучшее произведение искусства. А раз так, значит человеческое искусство должно
подражать ему. Отсюда идея гармонии и культ человеческого тела, которое так же
прекрасно само по себе, как и породивший его космос. Поскольку тело
скульптурно, наиболее адекватное выражение
греческая идея гармонии нашла в скульптуре.
- внимание к
человеческому телу не означает интереса к личности. В древнегреческом и латинском языках
нет слова