Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

История /

Античный мир

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 

преобладала в античном восприятии мира. То же самое и в общественной жизни. Государства могли возникать и гибнуть, сменять друг друга на исторической арене, но это тоже были повторяющиеся циклы, только с разными участниками. Идея прогресса была чужда античности. Сочетание стабильности и движения порождает гармонию. А она невозможна без такого понятия как мера.Идея меры играла важную роль к античной картине мира, так как с ней было связано представление о высшей справедливости: за нарушение меры в чём бы то ни было, как в хорошем, так и в плохом неизбежно покарают боги. А боги - это воплощение высших космических законов, которые неотвратимы. Поэтому античному человеку был свойственен фатализм, который однако также не препятствовал активности.

Высшее освящение  полисным порядкам с их системой ценностей и картине мира античного человека давала языческая религия. Олимпийские боги, как две капли воды похожие на людей, имевшие все человеческие достоинства и недостатки, непрерывно пировали на небесном Олимпе, решали собственные  проблемы , а если вмешивались в дела людей, то самым произвольным образом, считаясь, по преимуществу , лишь со своими желаниями. Здесь то же самое сочетание вечной неизменности и непрерывных беспорядочных изменений, которое в целом образует гармонию.

Античный полис обеспечивал существование и развитие греко-латинской цивилизации лишь на определённом этапе истории. Наступил момент, когда интересы дальнейшего развития требовали преодоления полиса как типа государства, подводили к необходимости образования значительно более крупных и иначе устроенных государств . В Древней Греции кризис полиса начинается в конце V в. до н.э. и в какой-то мере разрешается в середине IV в., когда греческие города-государства оказались под властью Македонии и тем самым насильственно объединились. В древнем Риме кризис полиса сложнее локализовать во времени. Здесь это значительно более длительный процесс, протекавший со времени превращения Рима в Средиземноморскую державу и до падения Западной Римской империи. Экономический аспект кризиса полиса заключался в развитии товарно-денежных отношений, которые нарушали экономическую замкнутость и самодостаточность города-государства. В социальной сфере происходило размывание основы полиса-слоя мелких и средних землевладельцев-общинников, ремесленников и торговцев, живущих результатами собственного труда. Резкая имущественная дифференциация внутри этого слоя была следствием развития товарно-денежных отношений , а также широкого использования труда рабов в крупных хозяйствах. Под воздействием развития товарно-денежных отношений мелкие и средние собственники разорялись, а те, кто богател, захватывал или скупал землю у бедных, создавал ремесленные мастерские, в которых трудились рабы. Как следствие этих процессов пришло в упадок народное ополчение.  Для Греции это привело к подчинению Македонии, а для Рима - к замене народного ополчения профессиональной армией, а в результате к падению республики и утверждению империи. Греческие полисы сохраняли автономию под властью Македонии, а затем Рима. На территории Римской империи продолжали существовать италийские города - государства , а в тех провинциях, где раньше не было полисов, в период римского владычества они возникли.  Постепенная утрата римлянами своей исключительности в результате всё более широкого представления римского гражданства населению провинций и введение нивелирующей  системы управления империей не меняло внутреннюю структуру государства, состоящего как бы из множества автономных образований государственного типа. В условиях общего кризиса III в. н.э. в результате натурализации хозяйства и свёртывания товарно-денежных отношений (следствие резкого сокращения притока рабов в связи  с прекращением войн) города стали приходить в упадок и центрами хозяйственной, а затем и политической жизни постепенно стали крупные поместья. Империя распалась на Восточную и Западную, усилились центробежные тенденции в провинциях. Попытки римских императоров остановить этот процесс путём усиления бюрократического аппарата и тотальной слежки за администрацией провинций не могли принести успех. По мере переноса центра тяжести общественной жизни из города в поместье, складывания новой социальной структуры (духовенство, крупные землевладельцы, зависимые земледельцы, владевшие участком земли), распространения христианства в Западной Римской империи складывались предпосылки перехода к средневековью .


Завершив изучение темы ''Античный мир'' , вы должны уметь ответить на вопрос:

Каково соотношение понятий кризис полиса и кризис античной цивилизации ? Варианты ответов :

1.   Кризис полиса и в Древней Греции и в Древнем Риме означал начало конца цивилизации.

2.   Кризис полиса вскоре привел к его поглощению империей , а цивилизация продолжала развиваться и даже переживала периоды подъемов /Греция в период эллинизма - III-II вв. до н.э., когда на завоеванных Александром Македонским землях происходил синтез восточных и греческих начал в рамках эллинистических государств; Рим в период принципата и отчасти в IV в.  н.э., когда удалось частично смягчить кризис III века/.

Продумывая свой ответ, имейте в виду следующее:

1.    а/ Кризис полиса не означал его гибели. Полисы продолжали существовать в рамках империй /эллинистических и Римской/, но это уже были не независимые государства, а автономные политические образования, существовавшие к тому же под надзором общегосударственной администрации.

б/ Понятие кризиса цивилизации также не предполагает немедленную гибель. Это скорее подтачивание ее основ. Но поскольку сама по себе цивилизация гибнет редко, возможны периоды временного подъема под воздействием каких-то конкретных причин.

Полис был основой античной цивилиции. Именно в его рамках протекали основные социально-экономические, политические и идеологические процессы. Но в античном мире существовали и межполисные связи: экономические, политические, культурные. Развитие товарно-денежных отношений, морская торговля, периодическое образование союзов греческих городов-государств, военные успехи Древнего Рима - все это не было чем-то внешним по отношению к греко-латинской цивилизации. Между тем именно развитие обозначенных тенденций привело к кризису полиса и поставило вопрос о необходимости преодоления его как типа государства.


 



1 Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре// Лосев А.Ф. История Античной эстетики.

Книга I. М.,1992.

1 Л.И.Семенникова Античный мир//Л.И.Семенникова. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск.,1994.

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»