Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

История /

Развитие римской полисной морали

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

 

       Развитие римской полисной морали (VI-III вв. до н.э.)

           (нравственные следствия образования римской civitas).

Рим эпохи Ромула не был еще собственно городом; скорее он

представлял собой совокупность примитивных деревень, иногда

укрепленных, с хижинами н святилищами, кладбищами и сель-

скохозяйственными угодьями. Экономической основой римской

общины было земледелие; большое значение имело и скотовод-

ство. Римляне этой эпохи знали уже и ремесленное производст-

во. Материалы некрополей VIII - VII вв. до н. э. свидетельст-

вуют о начале имущественной дифференциации населения, тогда

как захоронения предшествующих периодов одинаковы по своей

бедности.

    Низкому уровню развития производительные сил соответст-

вовала и архаичная социально-политическая структура римской

общины. В основе политической системы Рима эпохи Ромула ле-

жала куриатная организация. В качестве составных частей в нее

входили народное собрание, сенат и царь.

      Народное собрание созывалось для разрешения важнейших

политических, религиозных и семейных вопросов, голосование

проходило по куриям (каждая из них имела один голос), и пото-

му эти собранна носили название куриатных комиций (солнца

сuriata). В их компетенции находились выбор царя, объявление

войны и заключение мира; на комициях судили граждан, винов-

ных в тяжких преступлениях, оглашались завещания, происхо-

дили усыновления и т. д. Присутствовать на комициях могли

только взрослые мужчины - римские граждане. Народное соб-

рание было, помимо всего прочего, и сакральным актом: оно от-

крывалось особыми жертвоприношениями, жрецы определяли,

дают ли боги согласие на проведение comitia сuriata.

        Возглавлял римскуюобщину царь(rех)**,избиравшийся ко-

мициями и выполнявший функции военного вождя, верховного

жреца и судьи. При царе находился сенат, обладающий правом

совещательного голоса в обычное время и всей полнотой власти

в период междуцарствия (до выборов на каминная нового ца-

ря). Очевидно, первоначально сенат представлял собой совет

старейшин родового общества (само слово senat происходит от

senex - «старик») н лишь позднее приобрел функции государст-

венного органа, (сенаторы носили почетное звание "отцов".

(раtrеs); в их число входили только «отцы семейств». По преда-

нию, первоначально Ромул выбрал из римского народа 100 сена-

торов, затем их число увеличилось до300. Как и народное собра-

ние, заседания сената имели сакральное значение.

        Итак, политика в архаичную эпоху была подчинена религиоз-

ному сознанию. Взаимоотношения царя, народа и сената мысли-

лись как актуализация всеобщей религиозно-нравственной связи

римских граждан. Куриатные связи, лежавшие в основе полити-

ческой организации архаичного Рима, входили, как было показа-

но выше, в структуру моральных отношений римского общества.

Поэтому можно вполне определенно говорить о том, что во взаи-

мосвязи царя, сената и народа присутствовал и нравственный

аспект.

        Специфика политики проявляется, в частности, в том, что эта

сфера общественного сознания первой отделяется от религиозно-

синкретического архаичного сознания. Мораль же и после отде-

ления остается необходимой-стороной политики. Без отношений

ценностной взаимосвязи ни одна политическая структура не мо-

жет быть достаточно жизнеспособной. И в архаичных, и в совре-

менных обществах политические связи строятся не только на от-

ношениях голого расчета, корысти, но и на верности (например,

в форме преданности вождю), справедливости (в частности, в

распределении дохода), согласии, и прочих моральных принци-

пах. Рассмотрим взаимоотношение политики и морали более

подробно на примере развития политической структуры древне-

го Рима.

        Уже при первых царях динамика политического развития по-

казывает смещение баланса сил от сената и народного собрания

в сторону царской власти. Это объясняется, помимо развития

социальной дифференциации, военным характером римской об-

щины. Рим, судя по дошедшей до нас античной традиции, воевал

нрактически беспрерывно. Из четырех первых римских царей

трое (Ромул, Анк Марций, Тулл Гостилий) представляли собой

прежде всего победоносных военных вождей, обогащавших себя

и свою общину в результате грабительских походов. Нацелен-

ность на войну и военную добычу была одной из важнейших ха-

рактеристик древнего Рима в течение всей его истории. Римская

мораль - в первую очередь мораль воина и земледельца; Рим -

это и сакральная земля предков, и военный лагерь.

        Первоначально римское войско представляло собой родопле-

менное ополчение, но уже первые цари окружили себя гвардией

из 300 воинов (целлеров) и тем самым обрели некоторую неза-

висимость от родовой организации общины.

        Царская власть особенно усилилась в VI в. до н. э. В этот пе-

риод Рим попадает под власть Этрурии: все три последних

римских царя (Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний

Гордый) были по происхождению этрусками. Они правили, со-

гласно традиции, в 616 - 509 гг. до н. э. Именно в это столетие

Рим превратился в urbs (правильно построенный и обнесенный

стеной город). При этрусских царях началось большое строи-

тельство: были возведены храм на Капитолии, цирк, проведена

канализация, замощен форум и т. д. Этруски же научили рим-

лян сражаться в плотных боевых порядках (фалангой) в тяже-

лом голпитском вооружении. Не менее велико было их влияние

и в сфере религии: Юпитер, Юнона, Минерва (великая капито-

лийская триада) были этрусскими божествами.

        С именем царя Сервия Туллия связана важнейшая реформа

римского социально-политического строя архаичной эпохи. По

преданию, Сервий Туллий совершенно изменил принцип комп-

лектования римского войска. Античные авторы передают, что

Сервий поделил все мужское население Рима в соответствии с

имущественным цензом на пять классов (сlаssis - «призыв»),

всадников и пролетариев. В ту эпоху в качестве критерия иму-

щественного состояния выступал, как правило, земельный надел,

но в рассказах поздних авторов дана его стоимость в денежном

выражении. Каждый класс выставлял определенное количество

центурий (сотен) со своим особым вооружением. От первого

класса, ценз которого был определен в 100 тыс. ассов, требова-

лось 80 центурий в полном вооружении: шлем, щит, поножи,

панцирь, меч и копье; от других классов - меньше (например,

от граждан пятого класса с цензом 11 тыс. ассов - 30 центурий,

вооруженных только пращами). Самые состоятельные

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»