←предыдущая следующая→
1 2 3 4
Развитие римской полисной морали (VI-III вв. до н.э.)
(нравственные следствия образования римской civitas).
Рим эпохи Ромула не был еще собственно городом; скорее он
представлял собой совокупность примитивных деревень, иногда
укрепленных, с хижинами н святилищами, кладбищами и сель-
скохозяйственными угодьями. Экономической основой римской
общины было земледелие; большое значение имело и скотовод-
ство. Римляне этой эпохи знали уже и ремесленное производст-
во. Материалы некрополей VIII - VII вв. до н. э. свидетельст-
вуют о начале имущественной дифференциации населения, тогда
как захоронения предшествующих периодов одинаковы по своей
бедности.
Низкому уровню развития производительные сил соответст-
вовала и архаичная социально-политическая структура римской
общины. В основе политической системы Рима эпохи Ромула ле-
жала куриатная организация. В качестве составных частей в нее
входили народное собрание, сенат и царь.
Народное собрание созывалось для разрешения важнейших
политических, религиозных и семейных вопросов, голосование
проходило по куриям (каждая из них имела один голос), и пото-
му эти собранна носили название куриатных комиций (солнца
сuriata). В их компетенции находились выбор царя, объявление
войны и заключение мира; на комициях судили граждан, винов-
ных в тяжких преступлениях, оглашались завещания, происхо-
дили усыновления и т. д. Присутствовать на комициях могли
только взрослые мужчины - римские граждане. Народное соб-
рание было, помимо всего прочего, и сакральным актом: оно от-
крывалось особыми жертвоприношениями, жрецы определяли,
дают ли боги согласие на проведение comitia сuriata.
Возглавлял римскуюобщину царь(rех)**,избиравшийся ко-
мициями и выполнявший функции военного вождя, верховного
жреца и судьи. При царе находился сенат, обладающий правом
совещательного голоса в обычное время и всей полнотой власти
в период междуцарствия (до выборов на каминная нового ца-
ря). Очевидно, первоначально сенат представлял собой совет
старейшин родового общества (само слово senat происходит от
senex - «старик») н лишь позднее приобрел функции государст-
венного органа, (сенаторы носили почетное звание "отцов".
(раtrеs); в их число входили только «отцы семейств». По преда-
нию, первоначально Ромул выбрал из римского народа 100 сена-
торов, затем их число увеличилось до300. Как и народное собра-
ние, заседания сената имели сакральное значение.
Итак, политика в архаичную эпоху была подчинена религиоз-
ному сознанию. Взаимоотношения царя, народа и сената мысли-
лись как актуализация всеобщей религиозно-нравственной связи
римских граждан. Куриатные связи, лежавшие в основе полити-
ческой организации архаичного Рима, входили, как было показа-
но выше, в структуру моральных отношений римского общества.
Поэтому можно вполне определенно говорить о том, что во взаи-
мосвязи царя, сената и народа присутствовал и нравственный
аспект.
Специфика политики проявляется, в частности, в том, что эта
сфера общественного сознания первой отделяется от религиозно-
синкретического архаичного сознания. Мораль же и после отде-
ления остается необходимой-стороной политики. Без отношений
ценностной взаимосвязи ни одна политическая структура не мо-
жет быть достаточно жизнеспособной. И в архаичных, и в совре-
менных обществах политические связи строятся не только на от-
ношениях голого расчета, корысти, но и на верности (например,
в форме преданности вождю), справедливости (в частности, в
распределении дохода), согласии, и прочих моральных принци-
пах. Рассмотрим взаимоотношение политики и морали более
подробно на примере развития политической структуры древне-
го Рима.
Уже при первых царях динамика политического развития по-
казывает смещение баланса сил от сената и народного собрания
в сторону царской власти. Это объясняется, помимо развития
социальной дифференциации, военным характером римской об-
щины. Рим, судя по дошедшей до нас античной традиции, воевал
нрактически беспрерывно. Из четырех первых римских царей
трое (Ромул, Анк Марций, Тулл Гостилий) представляли собой
прежде всего победоносных военных вождей, обогащавших себя
и свою общину в результате грабительских походов. Нацелен-
ность на войну и военную добычу была одной из важнейших ха-
рактеристик древнего Рима в течение всей его истории. Римская
мораль - в первую очередь мораль воина и земледельца; Рим -
это и сакральная земля предков, и военный лагерь.
Первоначально римское войско представляло собой родопле-
менное ополчение, но уже первые цари окружили себя гвардией
из 300 воинов (целлеров) и тем самым обрели некоторую неза-
висимость от родовой организации общины.
Царская власть особенно усилилась в VI в. до н. э. В этот пе-
риод Рим попадает под власть Этрурии: все три последних
римских царя (Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний
Гордый) были по происхождению этрусками. Они правили, со-
гласно традиции, в 616 - 509 гг. до н. э. Именно в это столетие
Рим превратился в urbs (правильно построенный и обнесенный
стеной город). При этрусских царях началось большое строи-
тельство: были возведены храм на Капитолии, цирк, проведена
канализация, замощен форум и т. д. Этруски же научили рим-
лян сражаться в плотных боевых порядках (фалангой) в тяже-
лом голпитском вооружении. Не менее велико было их влияние
и в сфере религии: Юпитер, Юнона, Минерва (великая капито-
лийская триада) были этрусскими божествами.
С именем царя Сервия Туллия связана важнейшая реформа
римского социально-политического строя архаичной эпохи. По
преданию, Сервий Туллий совершенно изменил принцип комп-
лектования римского войска. Античные авторы передают, что
Сервий поделил все мужское население Рима в соответствии с
имущественным цензом на пять классов (сlаssis - «призыв»),
всадников и пролетариев. В ту эпоху в качестве критерия иму-
щественного состояния выступал, как правило, земельный надел,
но в рассказах поздних авторов дана его стоимость в денежном
выражении. Каждый класс выставлял определенное количество
центурий (сотен) со своим особым вооружением. От первого
класса, ценз которого был определен в 100 тыс. ассов, требова-
лось 80 центурий в полном вооружении: шлем, щит, поножи,
панцирь, меч и копье; от других классов - меньше (например,
от граждан пятого класса с цензом 11 тыс. ассов - 30 центурий,
вооруженных только пращами). Самые состоятельные
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|