Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

История /

Восточная цивилизация

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

 

                                           Запад есть запад, восток

                                           есть восток, не встретиться

                                           им никогда.  Лишь у подножья

                                           Престола Божья в день

                                           страшного суда.

           Эти строки,  принадлежащие великому английскому писателю

      Редьярду  Киплингу,  и по сей день привлекают внимание.  Одни

      соглашаются с Киплингом,  говоря,  что Востоку и Западу дейс-

      твительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют,

      указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет

      все больший интерес к традициям востока ( философии,  искусс-

      твам, медицине).

           Под восточной  цивилизацией подразумевается прежде всего

      Индия,  Китай и Япония на протяжении  гигантского  временного

      промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э.

      - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой сме-

      ниться несколько цивилизаций.

           В устойчивости  Восточной  цивилизации  и состоит первая

      особенность Востока.  Запад движется вперед как бы рывками. И

      каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождает-

      ся крушением старой системы ценностей, а также политических и

      экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает

      как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои ци-

      вилизации.  Напротив,  они  органично  вписываются в старое и

      растворяются в нем.

           Восток очень  гибок,  он способен вобрать и переработать

      многие чуждые себе элементы.  Так,  по  замечанию  одного  из

      крупнейших востоковедов,  нашествия "варваров" ( кочевых пле-

      мен,  живших на границах Китая и переживавших период разложе-

      ния  первобытнообщинного  строя ) не только не уничтожили ки-

      тайское государство, но даже не прервали его существования...

      И даже в северной части страны, где образовались "варварские"

      королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "вар-

      варскими",  превратившись в те же китайские. Коренное китайс-

      кое население этой части страны ассимилировало  пришельцев  и

      привило им свою цивилизацию.

           Кроме того,  в отличие от Европы, на Востоке сосущество-

      вало множество религий,  и даже ислам, непримиримый в отноше-

      нии западного христианства, довольно спокойно уживался с тра-

      диционными  восточными верованиями.  Таким образом,  какие бы

      потрясения не происходили,  основы цивилизации оставались не-

      зыблемыми.

           Второй важной особенностью Востока являлось то,  что об-

      щество здесь не утеряло связи с природой.

           Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу заво-

      еваний было утверждение,  что они облагодетельствовали  людей

      Востока тем,  что те были неспособны создать сами ( машинами,

      новейшим оружием и т.д.).  Обычно в этом видят лишь примитив-

      ную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в

      свое время свято в этом убеждены.  Так в чем же  здесь  дело?

      Разгадка  в  принципиальной разнице психологии представителей

      двух цивилизаций.

           Европейцы в  своем  развитии  пошли самым простым путем.

      Свое несовершенство и слабость перед силами природы они нача-

      ли  возмещать созданием громоздких машин.  Они резко выделили

      себя из природы,  перестали чувствовать себя ее частью. Более

      того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее на-

      до было одолеть,  победить,  поставить себе на службу. Убедив

      себя,  что человек есть венец творения и все в этом мире соз-

      дано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать

      природу на свой лад и расхищать ее богатства,  не считаясь ни

      с загрязнением окружающей среды,  ни с другими потерями.  еще

      бы - природа ведь "не храм,  а мастерская", как выражался Ба-

      заров в романе Тургенева "Отцы и дети".

           В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял

      связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на соз-

      дание механизмов,  возмещающих собственное несовершенство,  а

      на то,  чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспри-

      нимался им,  как единое целое, и человек в этом целом не гос-

      подин,  а лишь одна из составных частей.  А раз так,  то цель

      человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии

      и,  познав основные ее законы,  постараться не  противоречить

      им.  Так,  философы Востока считали, что народы и государства

      должны развиваться  естественным  (природным)  образом,  беря

      пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лиш-

      него, случайного.

           Стили различных  боевых искусств Востока сложились в ре-

      зультате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медве-

      дя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, че-

      ловек Востока знал,  как она воздействует  на  его  организм.

      Например,  эффективность ударов ( в боевых искусствах) в раз-

      личные точки тела рассчитывалась  в  зависимости  от  времени

      дня.

           Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек

      может совершенствовать мир, когда путем совершенствования об-

      ретет гармонию и цельность в себе самом.  Ибо  ему  полностью

      чужды зло и стремление разрушать.

           Культура Древнего Китая достигла высокого уровня.  Уже в

      очень  давние времена ученые Китая сделали многие важные отк-

      рытия в области астрономии, математики, медицины и других на-

      ук.  Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иерог-

      лифическая письменность.  Несколько позднее  были  изобретены

      компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до

      н.э.  был составлен первый в мире звездный каталог,  насчиты-

      вавший 800 светил.

           Третьей особенностью   Востока  является  приверженность

      традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилиза-

      циях  Востока была возведена в далеком прошлом,  в мифическом

      "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда,

      когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.

           Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменя-

      ясь,  но сохраняя обязательно черты сходства.  Человеку евро-

      пейского Средневековья в голову не могло прийти писать в сти-

      ле  Гомера.  А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встре-

      тить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.

           Любое неоправданное нарушение традиций

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»