Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

История /

Древневосточные цивилизации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Московский  государственный  институт электроники и математики

(Технический университет)

Кафедра истории и политологии

ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ  ЦИВИЛИЗАЦИИ

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ  ПО КУРСУ

“РОССИЯ В МИРОВОЙ  ИСТОРИИ”

МОСКВа  1998


Составитель канд. ист. наук Ларионова И.Л.

Древневосточные цивилизации: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московский государственный институт электроники и математики; Сост. Ларионова И.Л.М.,1998.

В учебно-методическом пособие  даются  рекомендации  по изучению источников и исторической литературы  по теме, раскрываются основные особенности цивилизаций  Древнего Востока, предлагаются вопросы для самоконтроля . Пособие может быть использовано  студентами технических ВУЗов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки к семинарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам.

Древние цивилизации Востока

В  ходе изучения темы рекомендуется  внимательно прочитать  документы, помещенные в соответствующем разделе хрестоматии,  подготовленной коллективом кафедры истории и политологии  МГИЭМ.

Материалы хрестоматии позволяют составить бо­лее конкретное представление об общественном строе стран Древнего Востока (док. №1), об их государственно-политическом устройст­ве (док. № 2), об одной из причин периодического распада и восстановле­ния государств (док. №3), о культуре и культурно-исторических контактах стран Древнего Востока (док. №14).

Понимание специфики  древневосточных цивилизаций невозможно без ознакомления  с работами ведущих историков, в которых  дается общая характеристика  стран Древнего Востока, рассматриваются отдельные аспекты общества  и государства, ведутся споры  о месте древнейших цивилизаций в мировой истории.

 Л.И. Семенникова1 рассматривает всемирную историю с точки зрения цивилизационного подхода. Она выделяет три типа цивилизации, для каждого из которых ха­рактерен свой собственный тип исторического развития. Первый тип циви­лизации - аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы. Для них характерна непрогрессивная форма существования, то есть развитие отсутствует. Второй тип цивили­зации - это страны Востока. Они развиваются циклически, как бы по спирали. Один цикл минимально отличается от другого, поэтому изменения во всех сферах общественной жизни происходят крайне медленно: несколь­ко поколений людей живут практически в одних и тех же условиях. Третий тип цивилизации - тип прогрессивного развития - представлен античной цивилизацией (Древняя Греция и Древний Рим) и современной европейской цивилизацией. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие страны относятся к этому же типу развития. Он был привнесен на новые территории из Европы большими массами эмигрантов. В параграфе "Феномен Востока" охарактеризованы основные черты восточных госу­дарств, позволившие отнести их к циклическому типу развития. Прежде всего  автор раскрывает своеобразие общественного созна­ния, сформировавшегося на Древнем Востоке. Характеристика восточного типа цивилизации не случайно начинается с выяв­ления  особенностей менталитета. Согласно современным представ­лениям общество , не может перейти на качественно новую ступень развития без соответствующего изменения социальной психологии большей части населения. Между тем отмеченные в статье черты общественного сознания воспроизводились из поколения в поколение и препятствовали появлению стремления к новизне, поскольку освящались религиозно-мифологическим мировоззрением, санкционировавшем неизменность бытия. Далее охарактеризован общественный строй: прочность общины, обусловленная духом коллективности, явившемся результатом хозяйственной необходимости, привела к тому, что на принципах коллективизма было построено все об­щество: личностное начало было развито слабо. Это способствовало жест­кому сословному делению древневосточных обществ, что крайне затрудняло формирование классовой структуры. Богатые и бедные члены общины чувст­вовали себя принадлежащими к одной общности, одному сословию. Лишенные собственности работники царских и храмовых хозяйств также причисляли себя к одной категории людей, хотя их имущественное положение могло различаться еще сильнее. Еще одним следствием существования общины было отсутствие частной собственности в полном смысле этого слова. Свободные общинники могли в ряде стран Древнего Востока покупать и продавать землю, но верховным собственником земли выступало государство, эксплуатировавшее общинников через систему на­логов. Лишенные собственности работники государственного сектора могли распоряжаться огромными хозяйствами, если занимали высокую должность, и получать с них доход, но эта земля принадлежала государству. Еще од­на особенность общественного строя на Востоке - наличие только верти­кальных связей, отсутствие связей между общинами. Существование вертикаль­ных связей было обусловлено структурой государственного управления: оно осуществлялось при помощи огромного бюрократическо­го аппарата, имевшего иерархическую структуру. Самодостаточность общины  приводила к тому, что внешние связи были сведены до миниума. Колоссальную роль в таком обществе играет государство, приобретая форму восточной деспотии. Условием существования такой власти  является господство  государственной и общественнойна землю, а также  зависимое положение человека по отношению к системе власти.

 Л.И. Семенникова обращает внимание на удивительный на первый взгляд расцвет культуры на Востоке  в условиях полного подавления индивида. Главную причину этого феномена автор видит в том, что сосредоточенность общества на высших духовных ценнос­тях выполняла роль компенсаторного механизма, позволявшего жить в усло­виях полного отсутствия свободы.

И.М. Дьяконов1 - сторонник единства всемирно исторического процесса. По его мнению, все человечество проходит в своем развитии ряд сменяющих друг друга стадий, причем автор выявляет одни и те же стадии и для восточных и для западных обществ. Относительно народов, не обнаруживающих тенден­ции к развитию, И.М. Дьяконов полагает, что они просто задерживаются на родовой стадии из-за особенностей окружающей среды, но поскольку эпоха классовых обществ составляет всего 1-2% от продолжи­тельности существования человека, это отставание незначительно. Для Древнего мира автор выделяет две стадии (по терминологии Дьяконова – фазы) общественного развития. Это ранняя древность (по преимуществу эпо­ха меди и бронзы), для которой характерно существование непрочных отно­сительно крупных государств, представляющих собой объединение ряда мел­ких государственных образований (город и прилежащая округа) под началом наиболее сильного из них. Примеры: государство Шемера и Аккада , Хеттское царство (хеттам было известно железо, но не сталь). Крайне примитивное оружие не давало возможности широко применять труд рабов: мужчина о ло­патой мог быть опасен. Поэтому в рабском состоянии находились в основ­ном женщины и дети, а положение взрослых мужчин мало чем отличалось от образа жизни свободных общинников или работников государственного сектора. То есть рабство носило патриархальный характер: рабы работали в доме наравне с членами семьи, а в государственном

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»