←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина.
Он вкладывал в нее свои знания, недюженные организаторские
способности, опыт, и, наконец, всю душу, по-своему понимая
пользу реформы для Отечества. Правореформистский столыпинский
курс сочетал жесткие меры борьбы с революцией с постепенными
шагами по обновлению старого строя. Столыпинский курс предпо-
лагал осуществление ряда реформ: аграрно-крестьянской, мест-
ного самоуправления, судебной, просвещения, введение страхо-
вания рабочих. Их цель состояла во всемерном укреплении госу-
дарственности, в модернизации общества.
Суть аграрной реформы заключалась в закреплении правового
статуса крестьянского сословия через личную земельную собс-
твенность. Реформа предполагала превратить крестьянина в
собственника земли путем серии мероприятий по ликвидации ар-
хаичных крепостнических методов ведения сельского хозяйства,
высвобождению крестьянской инициативы из пут общины. Предпо-
лагалось, что экономическое укрепление крестьянского хозяйс-
тва, создание слоя зажиточных мужиков укрепит и политический
строй России. Для этого необходимо было, по мнению П.А. Сто-
лыпина, повысить товарность крестьянского хозяйства, поднять
покупную способность крестьян, ускорить процесс дифференциа-
ции крестьянства путем экономической конкуренции, увеличить
приток рабочей силы в город из деревни, расширить емкость
внутреннего рынка и ускорить темпы развития индивидуального
землепользования.
П.А.Столыпина от 9 ноября 1906 г. ( который стал законом
14 июня 1910 г.) все крестьяне делились на две категории:
там, где не было передела общинной земли 24 года, крестьяне
могли требовать предоставление ее в личную собственность в
любое время; там, где был передел земли за последние 24 года,
крестьянину, по его заявлению о выходе из общины, предостав-
лялась та земля, которою он имел после последнего передела.
Главное в аграрной реформе Столыпина заключалось в том,
что крестьянин становился личным собственником земли, следо-
вательно, от того, как он ею распорядится, зависело его бо-
гатство. Столыпин рассматривал крестьянскую реформу с соци-
альной точки зрения, так как считал, что политическая реформа
может осуществится только в сочетании с социально-аграр-
ной.Улучшение положения большинства населения России помогло
бы, как представлялось П.А.Столыпину, стабилизировать сначала
экономику, а затем и социально-политическую ситуацию в стра-
не. Он был против национализации земли. Он считал, что любая
программа национализации приведет к великим социальным потря-
сениям, от которых стране будет трудно оправиться.
Для реализации основных положений реформы, деятельность
правительства осуществлялась в нескольких направлениях. Рас-
ширилась деятельность крестьянского банка. За 22 месяца, с 3
ноября 1905 г. по 1 сентября 1907 г., банк приобрел более 4
млн. десятин земли. По указам 12 и 27 августа 1906 г. часть
казенных и удельных земель была продана банку для продажи
крестьянам по льготным ценам. К 1911 г. банком было продано
около 3 млн. десятин земли (только помещичьей), а всего более
7 млн. десятин в личное пользование. Эти указы позволили на-
чать постепенную передачу владений земли в руки наиболее за-
интерисованных в развитие прогрессивного хозяйства инициатив-
ных землевладельцев. Чтобы крестьянам приобрести землю одним
куском ( и ликвидировать таким образом чересполосицу, которая
снижала эффективность крестьянского хозяйства ), в 1909 г.
Крестьянский банк получил не только право быть посредником
при продаже земли, но и возможность межевать землю, то есть
заниматься землеустроительными работами. Позднее банк стал
заниматься и сдачей земли в аренду.
Правительством Столыпина был предпринят ряд шагов, огра-
ничивающий возможность скупки и спекуляции землей. Так, на-
дельная земля, приобретенная в личную собственность, могла
быть продана лишь крестьянам, а также заложена только в
Крестьянский банк и не могла быть отдана за личные долги; в
одних руках можно было сосредоточить только шесть наделов.
Реформа сразу же подтолкнула процесс дифференциации
крестьянства; первыми, кто пожелал выхода из общины, были в
основном многоземельные крестьяне. Большинство крестьян, по-
лучив такое право, стали продавать свои наделы, сниматься с
места и искать лучших условий на стороне. Многие крестьянские
семьи переселялись за Урал, в Сибирь, часть эмигрировала из
страны, остальные же пополняли городское население. Так, с
начала реформы только в Америку эмигрировало 66,3 тыс.
крестьян. Всего за 10 лет реформы уехали в другие страны бо-
лее 1,5 млн. человек.Количество переселенцев с начала реформы
постепенно возросло. Так, в 1906 г. их насчитывалось 216,6
тыс. человек, а в 1908 г. - 758,8 тыс. Доля обратных пересе-
ленцев в среднем составила 17,6 % в год, хотя в отдельные го-
ды она достигала 80 %. Это было связано со сложностями уст-
ройства крестьян на новом месте и всяческими препятствиями,
чинимыми переселенцам со стороны местных властей.
К середине 1911 г. в ходе осуществления крестьянской ре-
формы более 1,5 млн. человек реализовали свое право собствен-
ности, однако всего 1/3 выделившихся крестьян стремилось к
новому типу хозяйства.
Единоличное хозяйство несомненно способствовало увеличе-
нию культурных земель, уничтожению чересполосицы, улучшению
обработки земли, уменьшению пьянства.
Столыпинская аграрная реформа освобождало общество от фе-
одально-крепостнических пережитков и объективно содействовала
развитию производственных сил. Рост производства продукции на
хуторах привел к конкуренции и разорению отсталых помещичьих
хозяйств. Увеличился вывоз сельско-хозяйственной продукции,
возросла урожайность хлебов. В городах стали больше потреб-
лять мяса. Аграрная реформа не только оживила внутренний ры-
нок, но и способствовала развитию промышленности.
Также реформа оказала большое влияние на изменение соци-
альной структуры общества. Процесс дифференциации
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|