←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ...
многих развитых странах центральные банки
являются государственными,не следует, что государство может
- 8 -
" БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
( Глава 1 )
безгранично влиять на их политику.Сила этого влияния в разных
странах различна.Положение центральных банков в целом двояко.С
одной стороны ,в важнейших областях экономики и политики они
"работают" вместе с правительством,с другой - в вопросах тактики и
отдельных областях экономической политики между ними существуют
подчас большие разногласия .Эти разногласия иногда носят
принципиальный характер.Центральные банки независимо от
того,государственные они или нет,как правило,юридически
самостоятельны и не подчиняются государству. Политика центральных
банков всегда была камнем преткновения для государства ,монополий и
профсоюзов.Так ,ориентирующиеся на экспорт монополии выступают за
снижение курса валюты их стран.Представители ссудного капитала
заинтересованы в стабильности покупательной силы денег.Промышленные
предприниматели поддерживают политику "дешевых денег", так как
дешевые кредиты стимулируют и позволяют расширять их
инвестиции.Профсоюзы выступают за денежную политику,обеспечивающую
полную занятость. Государство стремится проводить политику,
помогающую устранить дефицит платежного баланса . Все эти и другие
противоречия в свою очередь отражаются на политике центральных
банков. _Приоритет в политике отдается интересам той или другой
_стороны в зависимости от конкретной расстановки сил. .Эта
противоречивость целей экономической политики получила в литературе
название"магического четырехугольника" , углами которого являются
_экономический рост, полная занятость,стабильность стоимости денег и
_сбалансированность платежного баланса. . Как показывают
исследования,в современных условиях одновременное достижение этих
целей невозможно.
21.2 Статус центральных банков.
Центральные банки являются юридическими лицами имеющими особый
статус,отличительный признак которого - обособленность имущества
банка от имущества государства.Хотя формально это имущество
находится, как правило ,в государственной собственности ,
центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник.
Этим центральный банк отличается от государственного банка,
имущество которого полностью контролируется государством.
Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в
- 9 -
" БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
( Глава 1 )
правовых актах:законах о центральных банках и их уставах, законах о
банковской и кредитной деятельности,в валютном законодательстве.Как
правило, основным правовым актом ,регулирующим деятельность
центрального банка ,является Закон о центральном банке,в котором
определяются его организационно-правовой статус,функции,процедура
назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с
государством и национальной банковской системой.Данный закон
устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного
института страны.
Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого
банковского учреждения и государственного ведомства ,располагая
некоторыми полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.
Центральный банк обычно создается в форме акционерного
общества. Как правило, его капитал принадлежит государству
(Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания) Если
государство владеет лишь частью капитала (Бельгия,Япония) или
акционерами центрального банка являются коммерческие банки
(например, в США ) и другие финансовые учреждения (Италия),
государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании
органов управления центрального банка.
Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ...
|
|