Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Банковское дело и кредитование /

Договорные отношения в банковском деле

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 

не больше 10%. Таким образом банк выступает заемщиком денежных средств.

К операциям, связанным с предоставлением кредита, относятся весьма разнообразные сделки, объединяемые в одну группу потому, что банк, совершая их, обеспечивает клиенту возможность получе­ния необходимых ему средств. Это достигается разными спосо­бами: либо банк предоставляет клиенту средства по кредитному договору, либо покупает у него долговое требование к третьим лицам (учетная или дисконтная операция), либо принимает на себя ответственность за клиента перед третьим лицом (гарантийный, акцептный кредит).

Операции третьей группы образуют выполняемые банком различные платежи: оплату чеков, совершение переводов, по­лучение платежей по векселям и, другим документам, кассовое обслуживание и др.

В данной работе рассматриваются первые две группы операций, которые схожи по своей экономической сущности. Далее будет показано, что операции этих групп представляют собой конструкцию займа, в которой банк одновременно выступает кредитором и заемщиком.

1.2. Возникновение договорных отношений в банковской системе РФ.

 До 1987 г. банковская система включала три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Существовала так­же система гострудсберкасс. Главенствующее положение в банковской системе занимал Гос­банк СССР.

Госбанк СССР, будучи эмиссионным институ­том, в то же время являлся центром краткосроч­ного кредитования, осуществления массового и расчетного обслуживания хозяйства. Совмеще­ние эмиссионных функций и функций по расчет­но-кредитному обслуживанию клиентуры, моно­польное закрепление их за одним банком превра­щали Госбанк СССР в орган государственного управления и контроля.

В условиях административно-командной си­стемы управления экономикой кредитные отно­шения носили формальный характер. Госбанк СССР обладал практически неограниченной мо­нополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства это­го фонда централизованно в соответствии с ут­вержденными кредитными планами. Роль кредит­ных учреждений на местах сводилась по сути к распределению кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и на цели, предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность главным об­разом перед вышестоящими организациями, а не клиентами.

Применение кредитных договоров в народном хозяйстве было предусмотрено еще в первом нор­мативном документе Госбанка СССР при его со­здании в 1921 г. в Условиях кредитования банком государственной промышленности. Однако начи­ная с 30-х годов с переходом к централизован­ной системе управления народным хозяйством, a соответственно и кредитом, отношения между кредитором и заемщиком не оформлялись специальным договором. В этом не было необходимости, так как предоставление кредита хозяйству в усло­виях распределительных отношений было строго регламентировано, детализировано и расписано в нормативных и инструктивных банковских до­кументах, разработанных в центре. К тому же «свер­ху» через министерства, ведомства и Правление Госбанка СССР спускались лимиты кредитования каждому конкретному заемщику под конкретное  обеспечение исходя из централизованного кредит­ного плана. Таким образом, Госбанк СССР и его учреждения на местах выступали как распорядители общегосударственного ссудного фонда, как органы государственного управления и контроля в кредит­ной сфере.

Лишь с 1988 г. банковская система (после более чем пятидесятилетнего перерыва) вернулась к практике за­ключения кредитных договоров с хозяйственниками. Это было обусловлено переходом как всех отраслей хозяйства, так и самой банковской системы на самофи­нансирование. Кредитные договоры 80-х годов явились формой становления и развития партнерских отношений между банками и хозяйством, средством воздействия на более эффективное использование заемных средств, укрепление кредитной и повышение общей платежной дисциплины в хозяйстве страны. В то же время вплоть до 1991 г. они не являлись в полном смысле слова юридическими, правовыми документами как по своей форме, так и по содержанию. Во-первых, кредитные договоры 80-х годов изобиловали излишней информаци­ей об условиях предоставления кредитов, которую мож­но было почерпнуть из Правил кредитования и других циркуляров по кредитованию; во-вторых, они включали в основном экономические обязательства одной стороны, в то время как хозяйственный договор есть сделка не только равноответственных, но и равноправных субъ­ектов; в-третьих, в них не содержалось раздела, пред­усматривавшего возможность разрешения возникших споров, разногласий. На практике материальная ответ­ственность за нарушение условий договора признава­лась, как правило, только со стороны клиента-заем­щика. Банки уходили от этой ответственности в эти годы в силу неразработанности банковского законода­тельства и других нормативных хозяйственных актов.

Ориентация страны на рыночные условия хозяй­ствования, принятие в 1990 г. законов о предприятиях и предпринимательской деятельности, собственности, банках и банковской деятельности позволила с 1991 г. перейти к развитию кредитных отношений с хозяй­ством на основе полноценных, юридически правомоч­ных кредитных договоров.

В результате реформ   в России сформирова­лась   двухуровневая банковская система: 1 уровень — Центральный банк России, 2 уровень — коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осу­ществляющие отдельные банковские операции.

Коммерческой целью деятельности банков, обслу­живающих хозяйство, является получение прибыли, что заставляет проявлять гибкость во взаимоотноше­ниях с клиентами и предприимчивость в проведении пассивных, активных и комиссионно-посреднических операций .

Коммерческие банки функционируют на основе развития деловой конкуренции за привлечение клиентов, кредитных ресурсов и сферы их выгодного приложения что способствует расширению банковских услуг и улучшению их качества.

Росту ресурсов у крупных банков способствует расширение корреспондентских отношении, т.е. договорных отношений между банками с целью взаимного выполнения операций. На корреспондентских счетах, накапливаются крупные суммы.

Коммерческий статус дает банку значительную са­мостоятельность в определении целей, условий и сро­ков кредитования, уровня процентных ставок, разви­тии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда своих работников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов.

1.3. Правовые основы договорных отношений.

Правовой основой договорных отношений выступает Гражданский Кодекс РФ. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Стороны могут заключать различные договоры, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Законом предусмотрено несколько видов договоров:

Смешанный договор - договор в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Отношения сторон по смешанному договору регулируются соответствующими частями правил о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.

Возмездный - договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей. Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

Безвозмездный договор - договор по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»