Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Банковское право /

Источники правового регулирования банковской деятельности

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 

бы направления законотворческой деятельности различных государственных органов в этом плане:

- корпоративные ценные бумаги;

- государственные ценные бумаги;

- валютные ценные бумаги;

- производные ценных бумаг (фьючерсы, опционы, индексы и т.п.);

- биржи и торговые площадки;

- инвестиционные институты;

- лицензирование деятельности и аттестация специалистов;

- деятельность нерезидентов на российском фондовом рынке.

Лизинг является одной из самых тесных форм сотрудничества банков и производства, после прямого кредитования. К сожалению, в пору стагнации экономики, когда инвестиции практически бесприбыльны, лизинг так же чахл, как и общее состояние страны. Но, несмотря на это, Правительство РФ, некоторые министерства время от времени стараются привлечь капиталовложения в этой сфере деятельности, издавая протекционистские нормативные акты. И за 3 последних года их (этих документов) набралось около двух десятков. Вот только Центральный банк РФ в этом нормотворчестве не участвует.

4. Общая деятельность.

И в заключение данного исследования нельзя не коснуться создания, внутренней текущей работы, проблем и ответственности банка. Т.е. той части банковского законодательства, которая вроде бы непосредственно с операциями не связана, но, в то же время, без которой все вышенаписанное не имеет смысла.

Создание, развитие, реорганизация, ликвидация.

Как уже упоминалось выше, в последнее время различные департаменты Центрального банка выпустили довольно большое количество инструкций, приказ, писем и т.д., хорошо разработанных и продуманных, касающихся непосредственной деятельности кредитного учреждения. В частности, была выпущена инструкция N49 от 27.09.96г. "О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности". Именно в ней подробнейшим образом, с приложением образцов документов, с разъяснениями: куда что посылать, даны указания по созданию, развитию, реорганизации и т.п. кредитного учреждения. Ликвидация же кредитного учреждения происходит согласно Гражданскому Кодексу РФ (статья 61 главы 4).

Операционная работа в банке.

Операционная работа в банке описана также подробнейшим образом, но очень старым документом - инструкцией еще Госбанка СССР N7 от 30.09.87г. "Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях банков СССР". Выпущенная еще при царе Горохе, эта инструкция через каждые десять листов пугает главных бухгалтеров пыльными анахронизмами ручного труда и озадачивает начальников операционных отделов, где им достать "клавишные и перфорационные вычислительные машины" и как их приспособить для работы со SWIFT или Reuter.

Инструкция по работе с наличностью до недавних пор тоже не отличалась свежестью (N23 от 10.12.87г.), но чуть более года назад она была отменена в связи с выходом новой инструкции по кассовой работе, выпущеной почему-то под грифом ДСП, вероятно для ЦБ РФ. После года сомнений и тревог, Центральный банк все-таки выпустил инструкцию (N56 от 25.03.97г.) по кассовой работе для коммерческих банков. Теперь есть что осваивать.

Банковская тайна. Конфликтные отношения.

Проблема отношений "банк-клиент" всегда волновала хорошего банкира. Т.е. такого, который предполагал, что клиент останется у него после первой операции для второй, третьей и т.д. И если отношения "банк-клиент" еще как-то решались, то постепенно, по мере становления аппарата государственного надзора (административного и налогового), в эти отношения стали вклиниваться параллели "банк-госорган" и "клиент-госорган", что значительно усложнило процесс общения кредитного учреждения и клиента. В связи с этим, несмотря на многочисленные письма и приказы (Минфина, а особенно Госналогслужбы), банки начали вырабатывать свою линию поведения в случае конфликтных ситуаций, например при необходимости выдачи сведений различным контролирующим органам. В целях недопущения избыточного распространения информации о клиенте следует применять статью 26 Закона РФ "О банках..." (последняя редакция Закона) "Банковская тайна". В ней четко, а главное исчерпывающе описано, кто, при каких обстоятельствах и какую информацию может получать. Более того, вышедшая примерно в тоже время II часть Гражданского Кодекса РФ подтвердила это право клиента и банка на сохранение информации (статья 857 главы 45).

К сожалению, иногда встречаются конфликтные ситуации в отношениях "банк-клиент". При их разрешении необходимо руководствоваться договором банковского счета, заключенным с клиентом, вышеупомянутым основополагающими документами и общеправовыми, в том числе процессуальными нормативными актами, например Арбитражный Процессуальный Кодекс РФ.

Ответственность банка.

В хорошем банке всякий человек, вошедший на порог, - уже клиент. После выяснения обстоятельств, которые его привели в кредитное учреждение, клиента направляют в соответствующий отдел, и далее ситуация начинает все более конкретизироваться: то ли он хочет вложить средства, то ли взять кредит, или же открыть расчетный счет своей фирме.

Счета юридическим лицам до сих пор открываются в соответствии с инструкцией N28 от 30.10.86г. "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР", где еще звучит "... комитетов КПСС и ВЛКСМ, ..., партийных школ...". Но другой нет, поэтому действует эта.

При открытии счета клиент подписывает договор с тарифами, которые он обязуется платить за услуги банку. Банк, соответственно, обязуется эти услуги аккуратно оказывать. Правила заключения указанного договора, в общих чертах, регламентированы главой 45 Гражданского Кодекса РФ.

При нарушении той или иной стороной обязательств по договору и возникает ответственность сторон. Рассмотрим ответственность банка.

Возьмем усиленно дискутируемую в настоящий момент проблему "прокрутки" банком средств клиентов в то время, когда они уже давно сдали платежки и получили штампы банка о принятии к исполнению. Проблема встала в связи тем, что клиенты платили налоги. Получилось, что этот самый клиент оказался между молотом и наковальней - с одной стороны, налог он заплатил, с другой, деньги в налоговую инспекцию не поступили, и еще неизвестно поступят ли вообще.

В принципе, выпущенных до сего момента законодательных актов вполне хватает, чтобы взыскать с банка пеню за такие "прокрутки", да и за другие провинности тоже - договор заключен, Гражданский Кодекс действует. Да и Закон "О налоговой системе в РФ". Однако, вероятно, в законодательном органе у банковского сообщества достаточно мощное лобби для того, чтобы еще обсуждать правомочность аксиомы.

Послесловие.

Проведя анализ банковского законодательства с точки зрения конкретных банковских операций и технологий, нельзя не сказать о существенном продвижении Центрального банка России (и не только) в деле издания новых инструкций за последние год-два. При этом, заслуживает внимания тот уровень разработки документов, который наработал и поддерживает нынешний состав сотрудников и экспертов главного банка страны (см. выше - часть 2, Инструкция N1). При всех прочих отрицательных или положительных сторонах работы ЦБ, этот факт оставляет надежду, что за временем бюрократической стройности документов, наконец, настанет пора укрепления их экономической и логической составляющих.

Список литературы:

Программная система "Консультант плюс" (версия Проф).

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»