Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Военная кафедра, гражданская оборона /

Диагностика и профилактика неуставных взаимоотношений в части и подразделении

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 

оно или поддерживается. По каким из этих двух ка-

налов пойдет информация,  зависит в последующем поведение военнослужа-

щего. ущемление чувства достоинства подтолкнет воина на поиск защитни-

ка.  Чаще  всего  таким временным успокоителем является старослужащий.

Он,  ссылаясь на свой горький опыт,  советует не обращаться в  трудную

минуту  за помощью к офицерам,  а искать защиту у наиболее "авторитет-

ных" "дедов".

     В интересах  диагностики поведения военнослужащих применяются ме-

тоды: наблюдения, беседы, анализа документов, социалогического опроса,

социометрию и др.

     Наблюдение - целенаправленное восприятие  поведенческих  характе-

ристик  военнослужащего,  обусловленное задачей выявления предрасполо-

женности к неуставным взаимоотношениям.

     Этот метод предполагает регистрацию,  фиксацию особенностей пове-

дения военнослужащего в ходе общения,  делового взаимодействия с това-

рищами  на  занятиях  по боевой и гуманитарной подготовке,  особенно в

нестандартных ситуациях,  неофициальной обстановке.  Руководствоваться

при наблюдении необходимо следующими критериями:  характер взаимодейс-

твия, уровень взаимопонимания, наличие одобрений и упреков, готовность

к взаимопомощи или недоброжелательность.

     Оно должно быть планомерным,  систематичным  и  целеустремленным.


                                - 8 -

Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику

развития поведенческих характеристик, помогает изучить скрытые на пер-

вый  взгляд процессы через прямой контакт с воином в различных служеб-

ных и внеслужебных ситуациях.

     В интересах  диагностики неуставного поведения командир подразде-

ления составляет программу наблюдения.  Она включает:  подбор, расста-

новку,  инструктирование офицеров, младших комндиров, активизацию воз-

действий (индивидуальных и общественных) на военнослужащего,  предрас-

положенного к антиуставным проявлениям.

     Иэвестнуюоль роль в выявлении деформаций во взаимоотношениях вои-

нов во взаимоотношениях может играть беседа.  Первую беседу с солдатом

командир должен стремиться провести как можно раньше, в первый же день

прибытия воина в подразделение.  В целях изучения личности прибывшего,

такая беседа даст наилучший результат.  Итог беседы записывается в ра-

бочую  тетрадь,  а  в дальнейшем при систематическом их проведении ре-

зультаты сравниваются, делаются выводы, а возможно и прогнозы.

     Однако возможности беседы ограничены.  Боязнь "разоблачения" сос-

тоявшегося разговора с офицером побуждает некоторых солдат к  сокрытию

негативных явлений и фактов.  Кроме того, опасаясь получить ярлык "ин-

форматора",  "доносчика" и быть отвергнутым,  групповой  человек,  как

правило, ведет себя в беседе неискренне.

     Анализ документов позволяет на основе зафиксированной  информации

сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к отклоня-

ющемуся поведению в общении с товарищами.  В совокупности  с  методами

наблюдения,  беседы и другими методами выявления предрасположенности к

неуставным действиям он дает положительные результаты.

      К наиболее  информативным  документам относятся:

     автобиография;


                                - 9 -

     характеристика военного комиссариата;

     заключение медицинского учреждения;

     психолого-педагогический дневник командира подразделения, в кото-

ром солдат ранее проходил службу;

     листы нарядов;

     сержантские книжки;

     журнал боевой подготовки;

     служебная карточка;

     отчеты по дисциплинарной практике и др.

     Получить интересующую информацию кратким и эффективным способом

позволяет опрос военнослужащих.  Это еще один важный метод диагностики

поведения военнослужащих.  Его, как правило, проводят штатные психоло-

ги, социологи, юристы, но это под силу и любому инициативному команди-

ру.

     Цель опроса  -  выявить в коллективе,  особенно в период прибытия

молодого пополнения, основную направленность отношений старослужащих к

прибывшим воинам,  их намерения в обучении и оказании помощи в станов-

лении новичков.  Кроме этого важно знать настрой самих молодых солдат,

их интерес к службе. Простейшая форма опросника, который позволяет по-

лучить определенную информацию о характере взаимоотношений в подразде-

лении приведен в приложении 1.

     На основе информации,  полученной в процессе опроса и  с  помощью

других методов диагностики, вырабатывается план работы по предотвраще-

нию неуставных взаимоотношений.

     Значительными возможностями  по  сравнению  с остальными методами

диагностики располагает социометрия - совокупность приемов и  средств,

используемых для изучения групповой динамики (авторитетность,  лидерс-

тво,  сплоченность и т.п.).  Для выявления в коллективе  "неуставщины"


                                - 10 -

методом социометрии необходимо выбрать социометрический критерий,  из-

готовить социометрические карточки по числу  членов  группы  и  список

группы.  Вариант социометрической карточки,  социоматрицы и социограмм

дружеских связей и антипатий приведен в приложении 2.

     Порядок проведения  исследования :  каждому члену группы выдается

социометрическая карточка и при необходимости список  личного  состава

подразделения. С обследуемыми проводится инструктаж о порядке работы и

правилах заполнения социометрической карточки. По окончании исследова-

ний  списки  и  карточки  собираются,  полученный материал обобщается,

строятся социоматрицы и социограммы.

     Анализируя социограммы, делается вывод о наличии микрогрупп, дру-

жественных связей и антипатий между солдатами.

     Ранняя диагностика  конфликтов во взаимоотношениях между военнос-

лужащими довольно сложное и многотрудное дело. Но оно перспективно при

условии отлаженной организации управления процессами,  происходящими в

воинском коллективе.

     Приостановить конфликт  в зародыше - это значит психолого-педаго-

гическими,  административными мерами снять или уменьшить отрицательные

эмоции,  раздражительность у противоборствующих сторон. В значительной

мере этому способствует эффективное и справедливое стимулирование тру-

да военнослужащих последнего (предпоследнего) периода службы, чуткое и

внимательное отношение к молодому пополнению части.

.

                                - 11 -

 II. ПРОФИЛАКТИКА - ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСТАВНЫХ  ВЗАИ-

                           МООТНОШЕНИЙ.

     В Вооруженных  Силах  РФ пользуются разработанной ранее методикой

поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений.  Реализация ее тре-

бований  осуществляется путем последовательного решения конкретных за-

дач на различных этапах работы с личным  составом.  Безусловно,  успех

этой работы во многом зависит от своевременности ее проведения. 

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»