←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
оно или поддерживается. По каким из этих двух ка-
налов пойдет информация, зависит в последующем поведение военнослужа-
щего. ущемление чувства достоинства подтолкнет воина на поиск защитни-
ка. Чаще всего таким временным успокоителем является старослужащий.
Он, ссылаясь на свой горький опыт, советует не обращаться в трудную
минуту за помощью к офицерам, а искать защиту у наиболее "авторитет-
ных" "дедов".
В интересах диагностики поведения военнослужащих применяются ме-
тоды: наблюдения, беседы, анализа документов, социалогического опроса,
социометрию и др.
Наблюдение - целенаправленное восприятие поведенческих характе-
ристик военнослужащего, обусловленное задачей выявления предрасполо-
женности к неуставным взаимоотношениям.
Этот метод предполагает регистрацию, фиксацию особенностей пове-
дения военнослужащего в ходе общения, делового взаимодействия с това-
рищами на занятиях по боевой и гуманитарной подготовке, особенно в
нестандартных ситуациях, неофициальной обстановке. Руководствоваться
при наблюдении необходимо следующими критериями: характер взаимодейс-
твия, уровень взаимопонимания, наличие одобрений и упреков, готовность
к взаимопомощи или недоброжелательность.
Оно должно быть планомерным, систематичным и целеустремленным.
- 8 -
Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику
развития поведенческих характеристик, помогает изучить скрытые на пер-
вый взгляд процессы через прямой контакт с воином в различных служеб-
ных и внеслужебных ситуациях.
В интересах диагностики неуставного поведения командир подразде-
ления составляет программу наблюдения. Она включает: подбор, расста-
новку, инструктирование офицеров, младших комндиров, активизацию воз-
действий (индивидуальных и общественных) на военнослужащего, предрас-
положенного к антиуставным проявлениям.
Иэвестнуюоль роль в выявлении деформаций во взаимоотношениях вои-
нов во взаимоотношениях может играть беседа. Первую беседу с солдатом
командир должен стремиться провести как можно раньше, в первый же день
прибытия воина в подразделение. В целях изучения личности прибывшего,
такая беседа даст наилучший результат. Итог беседы записывается в ра-
бочую тетрадь, а в дальнейшем при систематическом их проведении ре-
зультаты сравниваются, делаются выводы, а возможно и прогнозы.
Однако возможности беседы ограничены. Боязнь "разоблачения" сос-
тоявшегося разговора с офицером побуждает некоторых солдат к сокрытию
негативных явлений и фактов. Кроме того, опасаясь получить ярлык "ин-
форматора", "доносчика" и быть отвергнутым, групповой человек, как
правило, ведет себя в беседе неискренне.
Анализ документов позволяет на основе зафиксированной информации
сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к отклоня-
ющемуся поведению в общении с товарищами. В совокупности с методами
наблюдения, беседы и другими методами выявления предрасположенности к
неуставным действиям он дает положительные результаты.
К наиболее информативным документам относятся:
автобиография;
- 9 -
характеристика военного комиссариата;
заключение медицинского учреждения;
психолого-педагогический дневник командира подразделения, в кото-
ром солдат ранее проходил службу;
листы нарядов;
сержантские книжки;
журнал боевой подготовки;
служебная карточка;
отчеты по дисциплинарной практике и др.
Получить интересующую информацию кратким и эффективным способом
позволяет опрос военнослужащих. Это еще один важный метод диагностики
поведения военнослужащих. Его, как правило, проводят штатные психоло-
ги, социологи, юристы, но это под силу и любому инициативному команди-
ру.
Цель опроса - выявить в коллективе, особенно в период прибытия
молодого пополнения, основную направленность отношений старослужащих к
прибывшим воинам, их намерения в обучении и оказании помощи в станов-
лении новичков. Кроме этого важно знать настрой самих молодых солдат,
их интерес к службе. Простейшая форма опросника, который позволяет по-
лучить определенную информацию о характере взаимоотношений в подразде-
лении приведен в приложении 1.
На основе информации, полученной в процессе опроса и с помощью
других методов диагностики, вырабатывается план работы по предотвраще-
нию неуставных взаимоотношений.
Значительными возможностями по сравнению с остальными методами
диагностики располагает социометрия - совокупность приемов и средств,
используемых для изучения групповой динамики (авторитетность, лидерс-
тво, сплоченность и т.п.). Для выявления в коллективе "неуставщины"
- 10 -
методом социометрии необходимо выбрать социометрический критерий, из-
готовить социометрические карточки по числу членов группы и список
группы. Вариант социометрической карточки, социоматрицы и социограмм
дружеских связей и антипатий приведен в приложении 2.
Порядок проведения исследования : каждому члену группы выдается
социометрическая карточка и при необходимости список личного состава
подразделения. С обследуемыми проводится инструктаж о порядке работы и
правилах заполнения социометрической карточки. По окончании исследова-
ний списки и карточки собираются, полученный материал обобщается,
строятся социоматрицы и социограммы.
Анализируя социограммы, делается вывод о наличии микрогрупп, дру-
жественных связей и антипатий между солдатами.
Ранняя диагностика конфликтов во взаимоотношениях между военнос-
лужащими довольно сложное и многотрудное дело. Но оно перспективно при
условии отлаженной организации управления процессами, происходящими в
воинском коллективе.
Приостановить конфликт в зародыше - это значит психолого-педаго-
гическими, административными мерами снять или уменьшить отрицательные
эмоции, раздражительность у противоборствующих сторон. В значительной
мере этому способствует эффективное и справедливое стимулирование тру-
да военнослужащих последнего (предпоследнего) периода службы, чуткое и
внимательное отношение к молодому пополнению части.
.
- 11 -
II. ПРОФИЛАКТИКА - ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСТАВНЫХ ВЗАИ-
МООТНОШЕНИЙ.
В Вооруженных Силах РФ пользуются разработанной ранее методикой
поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений. Реализация ее тре-
бований осуществляется путем последовательного решения конкретных за-
дач на различных этапах работы с личным составом. Безусловно, успех
этой работы во многом зависит от своевременности ее проведения.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|