←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
проведения. Как и
любой физический недуг, нравственный недуг - искажение норм взаимоот-
ношений между людьми - легче предупредить или вылечить на начальном
этапе, нежели бороться с хроническим заболеванием, давшим множество
осложнений.
Воспитание человека начинается еще до его рождения и продолжается
на протяжении всей его жизни. Начало воинского воспитания знаменуется
призывом молодого человека на службу в Вооруженные Силы, продолжается
на всем ее протяжении и заканчиваеся после его увольнения.
Первыми офицерами, которые встречают призывника, являются офицеры
военных комиссариатов. Их основная задача заключается в активном фор-
мировании у призывников коллективистских качеств, правильном представ-
лении об уставном порядке в воинских коллективах, профилактической
воспитательной работе среди юношей, склонных к негативным образцам по-
ведения.
По прибытию в часть главное внимание должно уделяться правильному
формированию у воинов первичных навыков в выполнении служебных обязан-
ностей. В первые дни необходимо изучить требования законов и воинских
уставов о взаимоотношениях в воинских коллективах, разъяснить, как
вести себя в тех случаях, когда кто-либо из сослуживцев посягает на их
достоинство. На этом этапе воспитательной работы с молодыми воинами
- 12 -
офицерам следует обеспечить обстановку внимания и доброжелательности,
проявлять постоянную заботу о подчиненных, чуткость и такт во взаимо-
отношениях. Всем случаям сквернословия, грубости, оскорблений со сто-
роны сержантского состава и солдат более ранних сроков службы должен
быть дан беспощадный отпор. Тем самым добиться твердой уверенности
подчиненных в соблюдении принципа справедливости и равной ответствен-
ности за соблюдение дисциплины и правопорядка.
Показательным примером необходимости опеки молодых воинов в на-
чальный этап их службы может послужить случай, произошедший в
в/ч 73420 г.Волжского, где я начинал службу. Прибывшее молодое попол-
нение разместили в клубе для распределения по подразделениям. По чьей-
то халатности там не осталось ни одного офицера и уже через несколько
минут старослужащие выносили из клуба отобранные у молодежи продукты,
вещи, гражданскую одежду. Злоумышленников удалось остановить. Очень
неуютно чувствовали они себя перед строем части, когда пришлось возв-
ращать отобранное законным владельцам. Этот случай оказал огромное
воспитательное воздействие и на молодых воинов, и на старослущащих.
Первые укрепились в вере в стремлении командиров к социальной справед-
ливости, вторых, по крайней мере, в течении нескольких дней не было и
видно около клуба части.
На начальном этапе службы особое внимание необходимо уделить изу-
чению молодых воинов, которые вступают в пререкания, болезненно реаги-
руют на замечания, либо отличаются замкнутостью, становятся объектом
шуток и насмешек, испытывают острую тоску по дому.
К активной воспитательной работе в подразделении необходимо прив-
лекать все категории командиров, актив, передовых воинов. От сержант-
ского состава добиваются равной требовательности к молодым воинам, ре-
шительно пресекаются попытки психологического давления на младших ко-
- 13 -
мандиров со стороны солдат и сержантов более ранних сроков призыва из
других подразделений для получения послаблений землякам, знакомым и
т.д. Объектом воспитания на этом этапе являются не только новобранцы,
но и воины других призывов.
Огромную роль в воспитании и изучении личного состава играет тор-
жественное принятие Военной присяги. В этот день предоставляется прек-
расная возможность для встречи командиров с родителями воинов. Очень
важно проинформировать родителей об условиях воинской службы, органи-
зации быта, напомнить о необходимости сообщать в часть о случаях полу-
чения тревожных писем от сыновей и других фактах, способных отрица-
тельно повлиять на отношение воина к службе. В то же время необходимо
больше узнать о жизни их сына, его учебе и работе до службы, характе-
ре, планах, намерениях и т.д. Желательно поддерживать связи с родите-
лями на протяжении всей службы их сына.
Опыт службы в должностях командира взвода и роты подтверждает
высокую эффективность воздействия на личность воина ведения личной пе-
реписки с его родителями. Значительные затраты времени практически
всегда приносили хороший результат.
Командиру важно иметь в виду, что в начале службы у воинов актив-
но складываются межличностные связи. В интересах воспитания дружбы
между воинами различных национальностей целесообразно равномерно
укомплектовывать все подразделения солдатами и сержантами различных
национальностей. Необходимо анализировать, кто из земляков уже служит
в данной части, на чем складываются их контакты. Офицеры должны сосре-
доточить свои усилия на работе в микрогруппах, складывающихся на осно-
ве землячества, национальности.
Особое внимание уделяется размещению воинов в подразделении -
строго по отделениям в соответствии со штатным-боевым расписанием,
- 14 -
контролю очередности нарядов, соблюдению графика уборки помещений и
территории.
С первых дней службы необходимо выявлять людей склонных к недис-
циплинированности, неисполнительности, пререканиям, "лидеров" с отри-
цательной направленностью. Для них наиболее характерны жестокость,
эгоизм, бездуховность, стремление подчинить себе людей, получить при-
велегии.В целях обеспечения своего влияния они чаще всего используют
насилие или угрозу его применения. Обычно "лидер" обладает ложным ав-
торитетом "бывалого парня", "спортсмена", "знатока современной музыки"
и т.п. В его поведении ярко проявляется развязность, заносчивость,
грубость, высокомерие, самоуверенность.В выявлении подобных "лидеров"
используют индивидуальные и групповые беседы с военнослужащими различ-
ных периодов службы и национальностей, постоянное наблюдение за пове-
дением воинов, анализ их взаимоотношений. К группе риска относятся,
прежде всего, военнослужащие обладающие недостатками воспитания, а
именно:
ранее судимые и имевшие приводы в милицию;
воспитывавшиеся в неблагоприятных условиях, при отсутствии одного
или обоих родителей;
обладающие ярко выраженными отрицательными чертами характера;
имеющие претензии на лидерство.
С другой стороны,ни в коем случае нельзя упускать из вида воен-
нослужащих, имеющих физический или моральный дефект - это потенциаль-
ные потерпевшие.
После выявления лиц, склонных к неуставным взаимоотношениям, не-
обходимо в зависимости от условий, повторяемости применять следующие
виды
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|