←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
годом возрастал. В 1904 г. во Франции было
построено уже 17100 автомобилей, в Англии - 12600, в Германии
- 2200.
Во второй половине пошлого века конструкторы работают над
созданием автоматического оружия. Идея использовать энергию
пороховых газов не только для выстрела, но и для перезарядки
была заманчивой. Создавались различные проекты автоматических
ружей, пистолетов и даже артиллерийских орудий. Так, в России
в 80-е годы морской офицер С.Валицкий представил проект "лафе-
та для автоматического заряжания орудия", а бывший лесничий Д.
Рудницкий предложил конструкцию автоматической винтовки. Одна-
ко эти предложения, как и многие другие, остались неосущест-
вленными.
Дольше других повезло американскому изобретателю Х.С.
Максиму. В 1883 г. он изобрел пулемет. Это было оружие высокой
огневой мощи. Оно не только автоматизировало заряжание, но и
сделало автоматической саму стрельбу: при нажатии на гашетку
выстрелы следовали один за другим с промежутками в доли секун-
ды. Пулемет получил признание и впоследствии неплохо показал
себя во время англо-бурской войны 1899-1902 гг.
В середине XIX века для защиты боевых кораблей от артил-
лерийских снарядов начинают применять броню из кованого желе-
за. В 1859 г. выдающийся русский техник В.С. Пятов впервые в
мире изготовил броневые плиты способом прокатки, заменив ма-
лопроизводительный пудлинговый способ. В 70-90-е годы в связи
с развитием мартеновского производства железная броня посте-
пенно вытесняется стальной.
Наряду с толстой стальной броней, доходившей до 450 мм,
начинают прокатывать и тонкие листы, предназначенные для защи-
ты от пуль и осколков. Такая броня изготавливалась из специ-
альной стали с примесью главным образом никеля и хрома, а так-
же кремния, марганца, иногда - ванадия. После прокатки листы
подвергались термической обработке - отжигу при температуре
650 С и закалке при 800-920 С. В отличие от толстой брони, у
которой прокаливалась только лобовая сторонa, тонкие листы ка-
лились насквозь. В результате получалась однородная по струк-
туре (гомогенная) броня высокой твердости.
Таким образом, в начале нашего века все три необходимых
компонента были изобретены. "Моторные телеги" все увереннее
громыхали по булыжнику, изобретатель Хайрем Максим ликовал:
его пулемет был одобрен военными специалистами и принят на во-
оружение многих армий мира. На заводах Круппа в Германии, на
Ижорском заводе возле Петербурга и на других предприятиях нау-
чились изготавливать отменные броневые листы... Оставалось
только все это соединить в единое целое, что еще на протяжении
нескольких лет пытаются осуществить в разных странах.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БТР
1.1 РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ПОЛУГУСЕНИЧНЫХ МАШИН
В межвоенный период в ряде стран появляются опытные конс-
трукции бронетранспортеров. Например, в Италии в 1928 г. стро-
ят двухосный бронетранспортер ФИАТ-604 на шасси грузовика. Он
был рассчитан на перевозку 15 десантников и вооружен тремя пу-
леметами. В 1925 г. в Англии создали полугусеничный "пулемето-
воз" "Барфорд-Кегресс", который мог транспортировать в откры-
том сверху корпусе станковый пулемет "Виккерс" и 9 солдат. По-
лугусеничные бронетранспортеры типа "Ситроен-Кегресс" испыты-
вали во Франции.
В нашей стране в 1937 году на базе трехосного броневика
БА-10 сконструировали 10-местный бронетранспортер для эвакуа-
ции раненых - БА-22. Несколько позже на базе грузовика ЗИС-5
создали полугусеничный бронетранспортер Б-3.
Однако подлинное признание и широкое распространение бро-
нированные транспортеры для пехоты получили только в годы вто-
рой мировой войны, когда их выпуск во всех странах исчислялся
десятками тысяч.
Больше всего машин такого назначения строили в США. Они
были двух типов - колесный и полугусеничный.
Колесный представлял собой открытую сверху двухосную ма-
шину. Он был разработан еще перед войной фирмой "Уайт" и пред-
назначался прежде всего для целей разведки. Сами американцы
относили его к категории "скауткаров", хотя о был значительно
больше и вместительнее английских и канадских машин этой кате-
гории ("Фокс", "Линкс"). В английской и канадской армиях, куда
машины также поступали, их классифицировали как "бронированные
грузовики грузоподъемностью 15 центнеров" (1ц = 550.8 кг). На
большинстве этих бронетранспортеров ставили бензиновые шести-
цилиндровые двигатели "Геркулес" мощностью 110 л.с. Однако
часть оснащалась и дизельными двигателями. Использовались ма-
шины в качестве разведывательных, связных, командирских, сани-
тарных и т.д. Всего их было произведено почти 21 тыс.
Годы второй мировой войны были периодом расцвета полугу-
сеничных машин. Американские полугусеничные бронетранспортеры
(если не считать танков) стали самыми массовыми бронированными
машинами этого периода. В 1941-1944 годах заводы США выпустили
свыше 41 тыс. таких машин во множестве модификаций. Эти бро-
нетранспортеры широко поставлялись в армии стран-участниц ан-
тигитлеровской коалиции, а после войны многие годы использова-
лись союзниками США по агрессивным блокам. В израильских воо-
руженных силах полугусеничные бронетранспортеры применялись
еще в 70-е годы.
Во время второй мировой войны в Соединенных Штатах прово-
дились работы и по созданию тяжелых полугусеничных бронетранс-
портеров. В 1943 году фирма "Даймонд" построила два опытных
14-местных транспортера Т-16 с двигателем "Геркулес" мощностью
174 л.с. В этом же году по одному экземпляру схожей машины,
Т-17, построили фирмы "Уайт" и "Отокар". А фирма "Мак" предс-
тавила БТР Т-19 с задним расположением 215-сильного двигателя
"Континенталь" и переделанными гусеницами от известного сред-
него танка "Шерман". Но эти машины так и не вышли из стадии
эксперимента.
В Красной Армии во время Великой Отечественной войны,
преимущественно в ее второй половине, применялось некоторое
количество бронетранспортеров американского производства - как
колесных, так и полугусеничных. Они поставлялись по ленд-лизу
(соглашению об аренде).
Бронетранспортеры использовались в Красной Армии и как
артиллерийские тягачи, и как командирские машины. Последнее
отнюдь не было какой-то ненужной роскошью. Суровая военная
действительность подтвердила ту, в общем-то известную истину,
что даже командиры крупных соединений, обычно следующие за бо-
евыми порядками, порою тоже оказываются в довольно опасных си-
туациях.
В период после окончания второй
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|