←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
второй мировой войны полугусе-
ничные машины перестали выпускать почти во всех странах. Инте-
рес к ним резко упал. Дело в том, что к этому времени были уже
отработаны трехосные машины с регулируемым давлением воздуха в
шинах, а также четырехосные. Эти конструкции превосходили по-
лугусеничные машины и по проходимости, и по скорости, и по
долговечности (пробег дорогостоящей гусеницы, как известно,
несравнимо меньше пробега автомобильной шины).
1.2 "УНИВЕРСАЛЫ"
Основным бронетранспортером английского производства в
годы второй мировой войны стала небольшая гусеничная машина
типа "Универсал". Она была разработана еще в довоенный период
и являлась усовершенствованным вариантом известной танкетки
30-х годов "Карлен-Лойд". В несколько измененном виде "Универ-
салы" производились также на заводах США и Канады. Машина оп-
равдывала свое название и действительно была универсальна: она
служила и транспортером,и и разведывательной машиной, и легким
тягачом. На ее базе были созданы бронированная наблюдательная
машина, самоходный миномет, огнемет "Уосп" и т.п.
Вдохновленные успехом своего "Универсала", английские
конструкторы задумали сделать колесный вариант. В 1940 году
они установили его кузов на шасси от бронеавтомобиля "Гай".
Однако из этой затеи ничего не вышло. Опытным образцом остался
и многоцелевой бронетранспортер, созданный в 1944 году на базе
среднего канадского грузовика "Форд".
Зато англичане стали выпускать серийно тяжелые брониро-
ванные грузовики для специальных целей. В качестве вазы бра-
лись двухосные, а чаще трехосные полноприводные машины фирм
АЕС и "Лейленд". Так появилось 550 просторных штабных фургонов
и несколько сот тяжелых огнеметных установок с внушительными
бронированными цистернами для горючей смеси.
Строили БТР и в других странах, тогда входящих в так на-
зываемое Британское содружество: в Канаде, Индии, Австралии.
Канада использовала большое количество бронетранспортеров
М-6. Это были обычные двухосные грузовики, производимые по ли-
цензии "Дженерал моторс" на заводах страны и покрытые легкой
броней. 106-сильный бензиновый двигатель располагался в перед-
ней части. Радиатор был прикрыт броневыми жалюзи.
Индийские части, принимавшие участие в боях в Африке, то-
же имели колесные бронетранспортеры собственного изготовления
на базе канадских двухосных грузовиков "Форд". Однако двигате-
ли у них в отличие от М-6, располагались в задней части.
Бронетранспортеры строила и Австралия. В 1942 году в
стране была выпущена серия танков "Сентинелл", очень похожих
на американские "Шерманы", но отличавшихся значительно меньшей
высотой. Танки в целом получились неудачными. А вот самоходка
на его базе и бронетранспортер оказались более совершенными и
пошли в серийное производство. БТР получил название "Кенгуру".
Он вмещал 12-15 человек и был вооружен 12.7-мм пулеметом, Бро-
ня была необычайно толстой для бронетранспортера - 50..37 мм.
На трехосном шасси "Мармон-Херрингтон" в Австралии было
также построено в 1942-1943 годах небольшое количество штабных
бронированных фургонов.
Во время Великой Отечественной войны "Универсалы" приме-
нялись и в Красной Армии. Нельзя сказать, чтобы наши бойцы бы-
ли от них в особом восторге. Посредине тесного десантного от-
деления возвышался, словно длинный стол, горячий капот двига-
теля. Десантники, сидевшие по двое вдоль бортов , упирались в
него коленями. В жару это было невыносимо. Прохладней было во-
дителю и командиру, размещавшимся в передней части машины, но
зато зимой они замерзали и на остановках перелезали в десант-
ное отделение, чтобы согреться.
Бронетранспортеры Англии и Канады широко использовались и
в послевоенный период - как в армиях этих стран, так и в воо-
руженных силах многих других государств. Отдельные их образцы
можно было встретить даже в 60-е годы.
1.3 НЕМЕЦКИЕ И ЯПОНСКИЕ БТР ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В Германии также на вооружении состояло большое количест-
во разнообразной бронетехники, среди которой были и разнокали-
берные полугусеничные транспортеры-тягачи - от самых маленьких
1-тонных, пригодных разве что для установки 20-мм пушки, до
громадных 18-тонных "Фамо", которые без особого труда могли
вытащить с поля боя средний танк. Это были машины-ландскнехты.
И когда развернулись бои второй мировой, часть ландскнех-
тов была одета в броню. Теперь они уже стали не просто транс-
портерами, а бронетранспортерами. Первые средние бронетранс-
портеры ("специальная машина 251") на шасси 3-тонного полугу-
сеничного тягача впервые использовались в 1939-1940 годах на
полях Польши и Франции, В кампании 1940 года 1-я танковая ди-
визия гитлеровцев уже имела семь рот мотострелков на БТР.
Несколько позже в войска стал поступать еще один полугу-
сеничный транспортер - легкий. Он обозначался как "специальная
машина 250". Новый БТР формой удивительно походил на старшую
модель, но был значительно меньше. Он был создан на базе
1-тонного тягача и предназначался для разведки, связи, пере-
возки боеприпасов и для других целей.
Немецкие БТР сохранили все конструктивные особенности
своих предков, полугусеничных тягачей: двигатель в передней
части, длинные гусеницы с шахматным расположением катков и пе-
реднюю неведущую ось. Это были далеко не совершенные конструк-
ции, отражавшие ту спешку, с которой гитлеровцы стремились
снабдить свою армию бронетранспортерами. Но их все равно не
хватало. Только с 1943 года каждая дивизия получила в свое
распоряжение батальон мотопехоты на БТР.
В ходе войны немецкие конструкторы пришли к решению вы-
пускать только один БТР. Фирма "Демаг" разработала прототип
универсальной машины Нкр-606, способной выполнять функции и
машины 251 (транспортировка пехоты), и машины 250 (разведка,
связь). Это была небольшая и тоже полугусеничная машина.
Под сильным влиянием немецкого среднего бронетранспортера
машина такого же назначения была создана и в Японии. Называ-
лась она "Хо-ха". Внешне она напоминала немецкий БТР типа 251,
однако начинка же была другой - японцы, у которых затруднения
с бензином были еще большими, чем в Германии, предпочли поста-
вить на свой бронетранспортер дизельный двигатель воздушного
охлаждения мощностью 125 л.с. С 1943 года эти 15-местные маши-
ны в небольшом количестве поступали в войска.
В 1944 году в боевых действиях на Филиппинах японские
войска использовали гусеничный бронетранспортер,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|