←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
бронетранспортер, названный
"Хо-ки". Он обладал удовлетворительной проходимостью, но броня
его была весьма слабой. Толщина стальных листов корпуса не
превышала 6 мм, При этом броневые поверхности были расположены
вертикально и только лобовой лист имел небольшой наклон. Дви-
гатель мощностью 115 л.с. находился спереди справа. Экипаж
состоял из 13 человек.
1.4 ПОСЛЕВОЕННЫЕ БТР СОЦСТРАН
В первые послевоенные годы на вооружение Советской Армии
был принят новый бронетранспортер БТР-152. Корпус был открытым
сверху, на нем устанавливали пулеметы. Бронетранспортер сконс-
труировали на базе трехосного грузовика повышенной проходимос-
ти ЗИС-151.
В 60-е годы в армию стал поступать более совершенный бро-
нетранспортер - БТР-60П. Четыре ведущие оси обеспечивали зна-
чительно более высокую проходимость на местности. Кроме того,
машина могла плавать.
В описываемый период Советская Армия имела на вооружении
еще один тип бронетранспортера, тоже плавающего, - БТР-50. Он
был гусеничным, созданным на базе танка-амфибии ПТ-76.
Впоследствии Советская Армия и вооруженные силы стран
Варшавского Договора начали получать колесные бронетранспорте-
ры БТР-70.
Бронетранспортеры производятся не только у нас в стране,
но и в некоторых других бывших соцстранах.
Чехословацкий бронетранспортер ОТ-810 является полугусе-
ничной бронемашиной. Буквы ОТ в наименовании этого бронетранс-
портера, как и других чехословацких боевых машин аналогичного
назначения, являются сокращением от слов Obrneny Transporter -
бронированный транспортер.
Машина выпускалась в послевоенные годы и конструктивно
была во многом подобна среднему бронетранспортеру Sd. Kfz.251
времен второй мировой войны. У нее дизель "Татра-920" был раз-
мещен спереди. Передняя ось была управляемой, но не ведущей.
Гусеничный движитель значительной длины имел опорные катки
большого диаметра, расположенные в шахматном порядке.
Корпус выполнен с целесообразным наклоном броневых по-
верхностей. Места механика-водителя и командира были прикрыты
крышей, в которой имелось два люка. Десантное отделение откры-
то сверху. В бортах сделаны открывающиеся лючки для стрельбы
из личного оружия десанта. Кроме того, машина была вооружена
одним 7.62-мм пулеметом или 82-мм реактивным противотанковым
гранатометом LG-59A.
Боевая масса машины составляла 7.4 т. Кроме экипажа из
двух человек она вмещала 10 десантников. Максимальная скорость
составляла 50 км/ч.
В начале 60-х годов в Чехословакии налажено производство
более совершенных бронетранспортеров: гусеничного ОТ-62 и ко-
лесного ОТ-64. Подобные машины стали поступать на вооружение
Войска Польского под обозначениями TOPAS и SKOT.
Работы над югославским бронетранспортером начались в кон-
це 50-х годов. В результате в 1961 году была принята на воору-
жение плавающая гусеничная машина М-590.
Бронетранспортер имел полностью закрытый корпус. Передний
броневой лист был несколько наклонен. Борта имели в верхней
части скосы, в которых располагались лючки для ведения огня из
стрелкового оружия. Задняя стенка была вертикальная, с двуст-
ворчатой дверью для посадки и высадки десанта.
Машина М-590 была вооружена одним крупнокалиберным
12.7-мм пулеметом, установленном открыто на турели, имела бое-
вую массу 9.5 т и была рассчитана на перевозку 11 человек де-
санта и 2 членов экипажа. По шоссе бронетранспортер мог дви-
гаться со скоростью до 45 км/ч.
1.5 РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКИХ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ
Полугусеничные бронетранспортеры, которыми американцы в
годы войны наводнили свою армию, были далеко не идеальными ма-
шинами. Поэтому еще в 1945 году был создан гусеничный БТР
М-39. Базой для его послужила быстроходная противотанковая са-
моходка "Ведьма", имевшая специальное шасси. У бронетранспор-
тера был открытый сверху корпус и двигатель в задней части.
Несколько позже появился еще один БТР - М-44. Он имел уже
полностью закрытый крышей корпус, что обеспечивало десантникам
лучшую защиту. Была облегчена посадка и высадка - она осущест-
влялась чрез дверцы в корме. Двигатель поэтому пришлось пере-
нести в переднюю часть корпуса. В 1952 году был принят на воо-
ружение еще один тип гусеничного бронетранспортера - М-75. По
мнению иностранных специалистов, это была хорошая машина, нам-
ного лучше предыдущих. Некоторые БТР этой марки применялись в
корейской войне и, по отзывам военной печати, показали высокую
маневренность и проходимость.
Бронетранспортер М-75 имел, однако один существенный не-
достаток: он был слишком сложным и дорогим. Кроме того, амери-
канские конструкторы решили, что армии нужен герметичный бро-
нетранспортер с фильтровентиляционной установкой. Только такая
машина, по их мнению, могла успешно действовать в условиях
грядущей войны с применением оружия массового поражения. В
связи с этим в конце 1953 года появляется очередной бронет-
ранспортер М-59. Он имел два новшества: во-первых, у него был
герметичный корпус с фильтровентиляционной установкой и,
во-вторых, машина могла плавать. При этом стоила она вдвое де-
шевле, чем М-75.
Правда по маневренности новая машина значительно уступала
М-75. Дело в том, что для снижения стоимости бронетранспортера
М-50 на нем использовали два обычных автомобильных двигателя -
дешевых, но недостаточно мощных. Они были расположены вдоль
бортов, в узких отсеках над гусеницами. Это позволило удлинить
десантное отделение, но усложнило эксплуатацию машины. Однако,
ка бы там ни было, М-59 стал массовой машиной и выпускался в
течение ряда лет.
Поиски наиболее совершенных конструкций завершились в
1960 году, когда армия США стала получать бронетранспортер
М-113. Довольно высокая и угловатая, как и ее предшественники,
эта машина содержала, по сообщениям иностранной печати, ряд
технических новинок, и, кроме того, была достаточно надежна.
Броню изготовили из алюминиевого сплава, что снижало ее массу.
Машина была авиатранспортабельна и могла плавать. Двигалась
она по воде не так уж быстро - 3.5 мили (5.6 км) в час. Но для
преодоления спокойных водоемов этого было достаточно.
Машин этого типа было построено свыше 70 тыс., они посту-
пили на вооружение 40 иностранных государств. Бронетранспорте-
ры М-113 широко применялись в 60-е годы во время войны во Вь-
етнаме. В этой войне выявился такой недостаток машины: крупно-
калиберный пулемет был открыто установлен на крыше корпуса, и
ни чем не защищенные пулеметчики несли большие потери. Приш-
лось в срочном порядке закрывать пулеметную турель бронирован-
ными щитами. С целью повышения проходимости машину оснастили
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|