Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Государственное регулирование и налогообложение /

Государственное регулирование доходов населения на Украине

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

налогообложения по достижении 14-летнего возраста.

Так, достигшие 15 лет, а  в ряде случаев с согласия родителей, усыновителей и попечителей - и лица, достигшие 14-летнего возраста, могут быть приняты на работу.

В  соответствии  с Конституцией,  несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18  лет  совершают  сделки  с  письменного  согласия  своих законных представителей  -  родителей,  усыновителей или попечителя. Вместе с тем  они  вправе  самостоятельно, без согласия вышеназванных лиц:

а) распоряжаться  своим  заработком,  стипендией  и  иными доходами;

б) осуществлять   права   автора  произведения  науки,  литературы  или           искусства,  изобретения  или  иного  охраняемого  законом результата своей  интеллектуальной  деятельности; 

в)  в соответствии с законом вносить  вклады  в  кредитные  учреждения  и  распоряжаться  ими;

г) совершать  мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные законо-дателством Украины.

Из  этого следует, что с 14 лет физические лица в результате  своей  трудовой  деятельности  получают  доходы, которые являются   объектом   подоходного   налогообложения.  Вместе  с  тем физические  лица в возрасте  от  14  до  18  лет  в  результате осуществления  гражданских  прав, предусмотренных законодательством Украины,  как с согласия  законных  представителей,  так  и  самостоятельно получают доходы  (авторские гонорары и т. д.) или могут приобретать имущество (в  результате  распоряжения своим заработком или доходами), которые являются  объектами  подоходного  и иного налогообложения физических лиц.

Таким  образом, фактическая налоговая дееспособность физических лиц может наступать с 14 лет при получении ими доходов, возникающих из  трудовых  правоотношений,  и  при получении доходов и имущества, возникающих  из  гражданских правоотношений.

Однако остается вопрос : полная  или  частичная  налоговая  дееспособность должна возникать у физических лиц с 14 лет?

В   гражданском   и   трудовом   праве   неполная   (частичная) дееспособность физического лица проявляется в том, что на совершение тех   или   иных  сделок,  а  также  заключение  трудового  договора необходимо  согласие  законных  представителей  физического  лица. С учетом   этого   в  практической  плоскости,  принимая  во  внимание производность  налоговой  дееспособности  от гражданской и трудовой, вопрос  стоит  так : должны ли физические лица в возрасте от 14 до 18 лет,  получающие  доходы  или  имущество  в  результате  заключения гражданско-правовых  сделок  с согласия законных представителей, а также физические лица, вступающие в трудовые отношения в  возрасте  от 14 до 15 лет с согласия законных представителей?  Осуществлять свои налоговые права и обязанности также с согласия законных представителей?

По-моему,  у  физических  лиц,  получающих в законном порядке  доходы  или  имущество  с  14  лет, должна возникать полная налоговая   дееспособность,  то  есть  эти  физические  лица  должны осуществлять   свои  налоговые  обязанности  и  права  без  согласия законных   представителей.   Это   объясняется  тем,  что  налоговые правоотношения  -  это  отношения  власти  и  подчинения,  отношения неравенства   сторон.  По  сути,  императивный  метод  регулирования налоговых  правоотношений  не  позволяет  ставить их возникновение и развитие  в зависимость от желания и воли стороны, должной выполнять свои  обязанности перед государством.

В связи с этим вопрос  о  налоговой  дееспособности названных физических лиц нельзя решать  по  типу  гражданской  и трудовой дееспособности этих лиц.

В русле  сказанного  следует  учесть  опыт  Эстонской  Республики, где вопрос  о  налоговой  дееспособности  физического  лица  в "стыке" с гражданской  и трудовой дееспособностью был уже решен. Учитывая, что ранее  неполная гражданская и трудовая дееспособность физических лиц наступала  по  эстонскому законодательству с 15 лет, Закон Эстонской Республики  от  11 октября 1990 года "О подоходном налоге с частного лица"  установил, что доходы несовершеннолетних лиц в возрасте до 15 лет декларируются родителями (усыновителями) или опекунами в составе своих  доходов  (ст.  7).  Подростки  в  возрасте  от  15  до 18 лет декларируют свои доходы самостоятельно [4].

Вместе   с   тем   нельзя  совершенно  отрицать  роль  законных представителей     в     реализации     налоговой     дееспособности несовершен-нолетних. Неполная  дееспособность  несовершеннолетнего,выражающаяся    в    необходимости   получить   согласие   законного представителя  на  заключение сделок и трудового договора, выполняет функцию     гарантировать,     оградить не-совершеннолетнего от неблагоприятных   имущественных,   а   также  медицинских  и  прочих последствий,  которые  могут  наступить  для  него  в  силу незнания законодательства,  недостаточного жизненного опыта, переоценки своих физических возможностей и т. д.

Безусловно, при реализации налоговой дееспособности   для   несовершен-нолетнего   также  могут  наступить неблагоприятные  налоговые последствия, обусловленные запутанностью, сложностью  налогового законодательства, недооценкой последствий его несоблюдения  и  т.  д.  В  связи  с  этим,  на наш взгляд, законные представители  могли  бы  выступать  гарантом  несовершеннолетнего в реализации им своей налоговой дееспособности. Поэтому было бы вполне справедливо,   если   бы   закон  обязывал  законных  представителей осуществлять   контроль   за  выполнением  несовершеннолетним  своих налоговых   обязанностей,   в  частности  контроль  за  составлением несовер-шеннолетним   декларации  о  доходах,  ведением  учета  своих доходов и т. д.

Итак, возраст   возникновения  налоговой дееспособности  физического  лица  определяется однозначно - 14 лет.

Возможны  ситуации,  что  с  14  лет  физическое  лицо может (с согласия  законных  представителей,  а  в  ряде  случаев  и  без  их согласия) вступать в гражданские и трудовые правоотношения, получать доходы и имущество, но не может вступать в налоговые правоотношения, то  есть уплачивать налоги и иные платежи государству с этих доходов и  имущества.  Более того, получится даже так, что физические лица в возрасте  от  14  лет,  являясь  деликтоспособными по гражданскому и трудовому  праву,  окажутся  налогово-неделиктоспособными. 

Другими словами,  "нестыковка"  гражданско-правовой,  трудовой  и  налоговой дееспособности  физического  лица  приведет  к  отсутствию налоговой деликтоспособности там, где она должна быть.

Учитывая   изложенное,   необходимо  обратить  внимание  на  то обстоятельство,   что   налоговая  дееспособность  физического  лица требует  согласования и с гражданско-процессуальной дееспособностью.

Так,  полная  налоговая  дееспособность  физического  лица,  которая должна  наступать  с  14  лет,  предполагает и его способность нести ответственность    за    нарушения    налогового    законодательства (деликтоспособность).

Как  известно,  к физическим лицам-налогоплательщикам налоговые санкции   за   нарушение   налогового  законодательства  могут  быть применены  только в порядке гражданского судопроизводства. В связи с этим  вполне  очевидно, что гражданско-процессуальная дееспособность лиц  по  делам,  возникающим  из  налоговых  правоотношений,  должна наступать  с  14  лет. Существует и другой аргумент в пользу данного вывода. Так, в соответствии с Законом "Об основах налоговой системы " налоговая правоспособность физического лица характеризуется,   в   частности,   правом  на  обжалование  решений налоговых  органов  и  действий  их должностных лиц. Причем такое обжалование может быть произведено и в суд.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»