Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Государственное регулирование и налогообложение /

Государственный бюджет как экономическая категория и основной финансовый план Украины

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической  политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что:

1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках гшосударства и ее использованием для общественных потребностей;

2) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественого производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством  и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой экономики), межлу регионами страны и территориями;

3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

Место государственного бюджета в финансовой системе Украины показано на рис. 1 (см. Приложения).

Взгляд на бюджет как экономическую категорию получил свое признание не сразу. Только в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой с позиций экономической сущности государственный бюджет может рассматриваться  как  самостоятельная экономическая категория, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства ¾ как его финансовый план.

Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода.

В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости ¾ национального дохода, распределяемогои используемого в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся поизводительности труда, закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

В условиях рыночных отношений распределение национального дохода производится посредством образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений. К числу таких доходов относятся прежде всего государственные доходы, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

Значительная часть национального дохода поступает в бюджет путем прямого распределения ¾ налогообложения государственных, частных и коммерческих предприятий.  Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения, показанном на рис. 2 (см. Приложения).

Распределение части национального дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованнонго фонла ленежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями производственной и непроизводственной  сфер жизнедеятельности общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в торговле и т.д.

Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями и фирмами через государственный бюджетобусловлено главным образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другую в соответствии с планами экономического и социального развития страны, с программами радикальных экономических преобразований общества, для осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.

Такое перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем технического оснащения, энерго- и фондовооруженности объединений, предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявления новых природных богатств; действующей системой ценообразования и тем, что при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со стороны государства перспективных отраслей производства. Перераспределение национального дохода как между отраслями, так и внутри отраслей происходит посредством ггосударственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видов производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным направлением перераспределения национального дохода  является выделение части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы.  В условиях рыночных отношений это прежде всего относится к поддержангию государством таких сфер жизнедеятельности общества,как здравоохранение, прсвещение, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой части национального дохода отводится содержанию аппарата управления, правоохранительных органов и т.д.

Схема бюджетной программы государства и основнаправления ее распределения изображены на рис. 3 (см. Приложения).

Пропорции национального дохода, распределяемого через государственный бюджет, не были постоянными, поскольку определялись достигнутым уровнем развития поизводителдьных сил, задачами, решаемыми государством на разных этапах общественного развития.

Так, на первых этапах строительства  социалистического государствараспреджеление национального дохода было подчинено максимальному сосредоточению фонда накопления в руках государства для обеспечения развития тяжелой промышленности и укрепления обороны страны. Накануне периода индустриализации через государственный бюджет перераспределялась примерно одна четвертая часть национального дохода. В годы, предшествующие Великой Отечественной войне, и в послевоенный период доля национального дохода, перераспределяемого через бюджет составляла более 60% его величины, причем происходоило его интенсивное  перераспределение между I  и II подразделениями общественного производства, между отраслями производства (главным образом между промышленностью и сельским хозяйством), колхозным и государственным секторами экономики.

При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль бюджета в регулировании общественного производства и распределении национальнго дохода. Основные направления этих  преобразований ¾ сосредоточение главных ресурсов государственного бюджета на приоритетных отраслях экономики, определение наиболее общих пропорций развития общественного производства и необходимых темпов развития экономики в целом. Основная логика таких трансформаций состоит в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в условиях рыночных отношениях ¾ перенос центра тяжести с централизованных на децентрализованне финансы страны.

Если рассматривать отмеченные условия применительно к современному этапу развития экономики Украины,то следует отметить, что в настоящее время наблюдается обратная тенденция ¾ увеличение удельного веса национального дохода, распределямого через государственный бюджет. Если в 1993 году через государственный бюджет перераспределялось 50,6% произведенонго в Украине национального дохода, в 1994 году ¾64,9%, то в 1995 году ¾ свыше 80%. Более того, если с 1990 года по 1993 год темп роста национального дохода принять за 1, то получаем за этот период увеличение объемов финансовых ресурсов Украины на уровне коэффициента 1,57, доходов бюджета ¾ соответственно 1,32, дефицита бюджета и кредитов национального банка Украины ¾2,12. Это свидетельствует о снижении эффективности общественного производства

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»