Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Государственное регулирование и налогообложение /

Государственный бюджет как экономическая категория и основной финансовый план Украины

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

- 14.6% ВВП, а реально, с учетом дотаций на продовольственные товары, топливо, услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспорт, которые ранее относились к расходам на финансирование народного хозяйства, эти расходы составили 19.5% ВВП, или 48.7% общей суммы бюджетных расходов.

В 1993 г. ситуация с финансированием этих расходов (если сегодняшняя экономическая политика не изменится) будет аналогична ситуации 1992 г., когда фактические расходы на финансирование народного хозяйства почти в 2 раза превысили запланированный уровень (см. таблицу 2.1). Расходы на финансирование мероприятий по государственному регулированию цен, несмотря на значительное и неоднократное повышение розничных цен, удалось снизить лишь незначительно. Без изменения форм собственности, демонополизации производства и создания конкурентной среды, уменьшения степени прямого участия государства в производстве, установления жестких бюджетных ограничений и условий кредитования для государственных предприятий фактические бюджетные расходы на финансирование народного хозяйства Украины, будут стремительно расти.

Перераспределение ВВП через бюджет (без учета взносов по социальному страхованию) достигнет небывалых размеров (57.5% ВВП), при которых развитие рыночной экономики позволяют себе, как правило, страны с высоким уровнем среднедушевого дохода: промышленно развитые страны - 40.6% ВВП, страны со средним доходом - 37.5%, с низким - 22.8% ВВП. Расходы Украины на экономику находятся на уровне стран со средними доходами (где они составляют 17.3% ВВП, или 46.3% общегосударственных расходов). Но в этих странах, в отличие от Украины, правительство играет ведущую роль в инвестициях, создании производственной инфраструктуры (7.6% ВВП, 20.3% общей суммы расходов), субсидировании частного сектора экономики. Незначительный удельный вес в бюджетных расходах Украины занимают выплаты процентов по обслуживанию государственного долга (при огромной фактической величине государственного внутреннего долга). Это свидетельствует о неразвитости рыночных институтов и во многом формальном функционировании важнейших элементов рыночного механизма.

3. Изменение структуры бюджетных расходов.

В бюджетных расходах Украины за 1992 г. обращает на себя внимание достаточно низкий, по сравнению с предыдущими годами, уровень расходов на оборону - 2.3% ВВП, что объясняется во многом отсутствием закупок военной техники.

По данным Стокгольмского международного исследовательского института проблем мира, в европейских странах, переживающих в настоящее время переходный период, тратилось в 1972 - 88 г.г. на военные нужды в среднем 10% ВВП, в том числе 12% ВВП в бывшем СССР. Эти оценки позволяют говорить о том, что для сохранения военных расходов Украины на уровне 1992 года необходимо изменение военной политики, проводившейся ранее в рамках бывшего СССР. Проведение же ее в прежних масштабах будет неизбежно означать увеличение военных расходов по сравнению с сегодняшним их уровнем, следовательно, к усугублению имеющихся бюджетных проблем.

Проблема бюджетного дефицита является одной из наиболее острых и спорных в настоящее время. При ее обсуждении часто ссылаются на опыт различных стран, экономика которых нормально функционирует и при 5-ти и 10-ти процентом уровнях бюджетного дефицита по отношению к ВВП. При этом, однако, не принимают во внимание такое важное обстоятельство, как источники финансирования бюджетного дефицита в этих странах, хотя именно выбор источников финансирования бюджетного дефицита, а не его размер сам по себе имеет принципиальное значение для функционирования национальной экономики.

Бюджетный дефицит может финансироваться за счет трех основных источников: внутренних и  внешних займов, денежной эмиссии. В случае финансирования государственных расходов за счет заимствования в частном секторе количество товаров и услуг в народном хозяйстве остается неизменным и последствия такой задолженности зависят от экономической конъюнктуры и состояния рынков труда и капитала. При наличии в стране свободных денежных средств и недостаточного спроса на капитал со стороны частного сектора увеличение государственных расходов, финансируемое за счет внутренних займов, становятся фактором, благоприятствующим экономическому развитию. Если бы украинское правительство имело возможность распространить среди населения и предприятий государственные облигации в размерах, достаточных для покрытия бюджетного дефицита, то это означало бы, что увеличение государственных расходов произошло за счет сокращения личного потребления. Такое перераспределение направлений использования валового продукта не представляло бы опасности  для экономического положения страны. Результаты эмпирических исследований показывают низкую эластичность сбережений по процентным ставкам, а, следовательно, маловероятность существенного увеличения добровольных сбережений населения при бюджетном дефиците.

Финансирование бюджетного дефицита за счет внешних займов означает появление возможности осуществления дополнительных государственных расходов без ограничения текущего потребления и реальной инвестиционной деятельности частного сектора. Однако при этом возврат долга и его обслуживание будут происходить  за счет будущего производства, а это потребует в будущем соответствующего увеличения объема импортируемых товаров и услуг. Необходимо также иметь в виду, что при кредитном финансировании государственных расходов происходит перераспределение во времени связанного с этими расходами финансового бремени, а, следовательно, привлечение будущих поколений к обслуживанию государственной задолженности. Эту нагрузку можно перекладывать лишь в том случае, когда речь идет о расходах, эффект от которых наступит через определенное время. К таким расходам могут быть отнесены, прежде всего, непосредственно рентабельные инвестиции, а также инвестиции в области инфраструктуры, которые благодаря своей народнохозяйственной продуктивности позволяют получать в будущем более высокие доходы.

Проблема государственной задолженности имеет еще и политические аспекты, связанные с борьбой между законодательной и исполнительной властью или стремлением парламента отодвинуть политические издержки и последствия принимаемых решений до следующего законодательного периода. Так, финансирование дополнительных государственных расходов с помощью займов по сравнению с повышением налогов или сокращением расходов вызывает меньше политических издержек и недовольства избирателей. Ведь в таком случае нет необходимости в получении дополнительных бюджетных доходов, следовательно, и в увеличении налогообложения, нет риска конфликта с какими-либо группами или слоями населения, чьи интересы будут задеты, что возможно при сокращении расходов.

Как известно, экономическое положение Украины таково, что увеличение бюджетного дефицита фактически означает (включая получение кредитов Национального банка) эмиссионное его финансирование и, следовательно, рост инфляции. Оценки темпов инфляции могут быть получены исходя их двух математических соотношений, одно их которых описывает изменение размеров государственного долга и платежей по его обслуживанию (1), а другое - изменение объема денежной массы в зависимости от темпов роста ВВП и темпов инфляции (2):

DД=Д(r-g)+p-DH            (1)

DH=(p+g)/v,               (2)

где Д-размер государственного долга к началу рассматриваемого периода по отношению к ВВП; r-процентная ставка в реальном выражении; g-темп роста ВВП в реальном выражении; p-базовый дефицит бюджета (без учета процентных платежей) по отношению к ВВП; DH- изменение объема денежной массы в процентах к ВВП; p-темп инфляции; v-скорость обращения денежной массы.

Исходя из того, что после достижения верхнего предела государственной задолженности (Дmax), ее прирост равен нулю (DД=0), а бюджетный

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»