Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Государственное регулирование и налогообложение /

Государство и экономический кризис

←предыдущая следующая→
1 2 3 

власти и правоохранительных структур. Приближенные экспертные оценки показали, что по разным поселениям рассматриваемой территории диапазон показателей, не учитываемых статистикой, колеблется в пределах 15-30% официальных данных.

С определением масштабов «теневой» экономики непосредственно связаны и показатели доходов населения. Обычно используются следующие показатели: совокупная покупательная способность населения, легальные доходы на душу населения, среднемесячный (или среднегодовой) доход работников, занятых в промышленности (этот показатель применяется чаще других, поскольку нет более достоверных статистических данных). Некоторые исследователи самостоятельно рассчитывают усредненную учтенную заработную плату одного трудящегося всех отраслей и видов деятельности.

Доходы, получаемые населением в различных сферах «теневой» экономики, как и в результате разного рода приработков (вроде частного извоза, сдачи квартир и дач в аренду, других видов индивидуальной трудовой деятельности) на региональном уровне официальной статистикой не отражаются.

Недостоверность статистической информации существенно возрастает при использовании в качестве социально-экономических индикаторов интегрированных показателей и сочетании с «весомыми» коэффициентами, которые по субъективным критериям отражают значение того или иного количественного измерителя. Судя по публикациям, спектр подобных индикаторов при оценке социально-экономического состояния территорий весьма широк и включает средневзвешенную, выраженную в денежной форме обеспеченность региона минерально-сырьевыми ресурсами, обобщенную инфраструктурную обустроенность территории, совокупный результат деятельности в регионе, совокупную покупательную способность населения и др.

Все это свидетельствует, что при анализе социально-экономического состояния территории использование обобщенных показателей непродуктивно.

Более плодотворен целенаправленный предметный, «точечный» анализ социально-экономического состояния территории по конкретным направлениям: политический микроклимат, занятость, бюджетная обеспеченность, деловая активность, инвестиционная привлекательность конкретных проектов, перспективы градообразующих предприятий, возможности структурных преобразований с учетом природно-ресурсного и социально-экономического потенциала и т.п. Это можно подтвердить на примере указанного выше региона.

Как уже отмечалось, относительно благополучным по всем показателям является Краснотурьинск, что объясняется весьма просто: успешно работающее градообразующее предприятие - Богословский алюминиевый завод - обеспечивает высокий уровень показателей благодаря экспорту алюминиевой продукции при позитивной конъюнктуре ее продажи на мировых рынках и девальвации рубля после августовского кризиса.

Однако это благополучие с точки зрения долгосрочных перспектив эфемерно, социально-экономическое состояние города может резко ухудшиться, поскольку не определены перспективы этого завода и другою градообразующего предприятия - Богословского рудоуправления. Будущее первого связано с завершением строительства глиноземного цеха № 2, начатого еще 15 лет назад. Технико-экономическое обоснование строительства цеха выполнялось в плановой системе, и сейчас необходимо выполнить комплекс маркетинговых и технико-экономических исследований для уточнения конкурентоспособности уральского глинозема с учетом современных капитальных и эксплуатационных затрат, а также транспортных издержек при разных вариантах их размещения глиноземного производства. Богословское рудоуправление, где добывается самое конкурентоспособное на Урале железорудное сырье, оказалось в сложнейшем финансовом положении по одной причине - оно не имеет эффективного собственника. Для нормализации работы этого рудника необходимо серьезно изучить условия и возможности использования добываемых здесь руд на южно-уральских металлургических заводах и прежде всего на Магнитогорском комбинате, имеющем свободные мощности по обогащению и агломерации. Передача этого рудника в собственность Магнитогорского комбината была бы, на наш взгляд, оптимальным решением.

При оценке социально-экономического состояния остальных территорий необходимо уяснить, с одной стороны, причины фактически сложившейся весьма неблагоприятной ситуации на основных градообразующих предприятиях и, с другой - реальные перспективы их дальнейшего функционирования в связи с неизбежными структурными преобразованиями.

Рассмотрим состояние дел в городах горнодобывающей специализации:

Качканар, Североуральск, Кушва и Карпинск. Основным градообразующим предприятием Качканара является Качканарский горно-обогатительный комбинат, на базе которого в 60-у гг. и возник этот город.

Главным потребителем добываемого здесь железо-ванадиевого сырья являются Нижне-Тагильский металлургический комбинат (НТМК). До начала реформ на этом комбинате производился едва ли не самый дешевый металл в Советском Союзе, однако из-за распыления акций комбината в ходе приватизации и ошибочной маркетинговой и инвестиционной политики были резко сокращены объемы производства, и комбинат оказался в кризисной ситуации. В аналогичном состоянии и Качканарский горно-обогатительный комбинат. И хотя, судя по интегральному и экономическому индикаторам, социально-экономические положение Качканара можно оценить как близкое к благополучному, на самом деле это не так. Если в отношении Качканарского комбината не будет выработана на федеральном, и особенно областном, уровнях адекватная государственная политика, включающая прежде всего решение проблем собственности и за счет образования единого холдинга «НТМК - Качканар» при существенном участии государства, можно с достаточной уверенностью прогнозировать в ближайшие годы масштабный социально-экономический кризис в этом городе.

Иная ситуация в Североуральске, где по существу единственным градообразующим предприятием является акционерное общество «Севуралбокситруда» - сырьевая база уральских алюминиевых заводов. По статистическим данным, Североуральск - крайне неблагополучный город, по всем индикаторам социально-экономического состояния. Тем не менее, в последние годы здесь не возникало никаких акций протеста, как со стороны горняков, так и работников бюджетной сферы, более чем в 2 раза возросла обеспеченность населения легковыми автомобилями, строится индивидуальное жилье и т.д. Наконец, достаточно побывать в этом городе, чтобы убедиться: подавляющее большинство населения не находится «за чертой бедности». Этот «феномен» объясняется тем, что, несмотря на убыточную работу предприятия у него находятся средства на регулярную выплату заработной платы персоналу. Иными словами, в данный момент социально-экономическое состояние этого города относительно благополучное, чего нельзя сказать о перспективах. Правительством России принято решение об освоении в республике Коми Среднетиманского месторождения бокситов для уральских заводов. Ввиду более высокой конкурентоспособности среднетиманских бокситов, в увязке со сроками освоения и наращивания объемов добычи на Среднетиманском руднике должна быть разработана государственная долгосрочная программа структурной перестройки экономики Североуральска с целью создания новых рабочих мест и обеспечения занятости трудящихся при постепенном сокращении добычи в АО «Севуралбокситруда». Взаимоувязанное регулирование объемов добычи бокситов на Среднетиманском руднике и в АО «Севуралбокситруда» возможно лишь при участии государства в этом процессе. Для этого, в частности, требуется, чтобы контрольный пакет акций, или «золотая акция», как АО «Севуралбокситруда», так и акционерного общества, создаваемого для освоения и эксплуатации Среднетиманского месторождения, принадлежал государству.

Что касается городов Кушва и Карпинск, то индикаторы социально-экономического состояния в целом адекватно

←предыдущая следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»