Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Государственное регулирование и налогообложение /

Государство и экономический кризис

←предыдущая следующая→  
1 2 3 

адекватно отражают ситуацию: градообразующие горные предприятия - Гороблагодатское рудоуправление (Кушва) и АО «Вахрушевуголь» (Карпинск) не имеют перспектив. В Гороблагодатском рудоуправлении наиболее экономичные залежи железных руд отработаны, а разведанное 20-25 лет назад месторождение для восполнения выбывающих мощностей вряд ли может привлечь инвесторов ввиду весьма низкой экономической эффективности. Угольные месторождения, отрабатываемые АО «Вахрушевуголь», находятся в стадии доработки.

Зарубежный опыт свидетельствует, что акционерные общества, занятые разработкой месторождений полезных ископаемых, в период затухания добычи сырья диверсифицируются по заранее разработанным, хорошо продуманным и всесторонне обоснованным программам. Отечественный опыт реструктуризации угольной промышленности негативен: попытки закрытия нерентабельных угольных шахт без организации надлежащего количества компенсирующих рабочих мест создают обстановку для социального взрыва. Чтобы избежать подобного, в указанных городах необходимо без промедлений начать работу по социально-экономическому обоснованию направлений и конкретных вариантов диверсификации производства, по меньшей мере, на десятилетнюю перспективу.

Таким образом, оценка социально-экономического состояния регионов, выделение депрессивных территорий, определение рейтингов инвестиционной привлекательности и т. п. не должны ограничиваться широко распространенной в настоящее время обобщенной количественной оценкой. Последняя без глубокого качественного анализа состояния территории и ее перспектив не может служить надежной основой для ответственных выводов и рекомендаций властным структурам о формах и масштабах государственной поддержки, а также потенциальным инвесторам - о предпочтительных для инвестирования регионах. В основе такой оценки должно быть комплексное качественно-количественное обследование всех сфер жизнедеятельности региона с целью объективного определения направлений ее дальнейшего развития.

В целом выполнение всего комплекса работ можно разбить на четыре взаимосвязанных между собой этапа: анализ всех сфер жизнедеятельности территории; оценка существующего потенциала и имеющихся ресурсов территории; анализ форм межтерриториального взаимодействия; разработка концепции социальной и экономической реабилитации территории.

На этапе анализа всех сфер жизнедеятельности на территории предметом детального изучения становятся: социально-культурная среда территории, демографические проблемы; ее социальная сфера (в том числе обеспеченность местного населения объектами социальной инфраструктуры); состояние промышленности, строительства и сельского хозяйства; развитие мелкого предпринимательства; состояние окружающей среды. Такой анализ позволяет составить полную картину функционирования данных сфер и выявить круг ключевых проблем, без решения которых развитие территории невозможно. Так, в регионах сырьевой ориентации к ним относятся перспективы градообразующего горнодобывающего предприятия, обусловленные состоянием его сырьевой базы и конкурентоспособностью производимой им продукции. Большое значение имеет и состояние окружающей среды, находящееся под воздействием горного производства. Необходимо учитывать и миграцию населения активного возраста, которое первым покидает бесперспективные с точки зрения трудоустройства районы, что существенно усложняет социально-экономическую ситуацию на территории.

На втором этапе производится оценка хозяйственного потенциала территории и всех находящихся на территории ресурсов: трудовых, природных. производственных, финансовых, социально-культурных. Основной задачей этого этапа является выявление возможных источников социально-экономического развития, которые впоследствии должны будут определять его направления. Круг ресурсов нецелесообразно ограничивать лишь природными либо производственными, поэтому первоначально необходимо провести своего рода инвентаризацию всех факторов, реализация которых может способствовать развитию депрессивной территории. На этом этапе целесообразно привлекать к обсуждению проблем представителей самых различных сфер деятельности, проживающих на данной территории, а также сторонних консультантов. Например, старопромышленные районы в настоящее время представляют собой не просто населенные пункты с устаревшими неконкурентоспособными заводами; как правило, это центры районной культуры, с относительно развитой социальной и хозяйственной инфраструктурой, имеющей крепкие хозяйственные и социальные связи между собой. Поэтому нельзя рассматривать их социально-культурную сферу только в качестве обслуживающей структуры для единственного градообразующего предприятия. Социальная сфера часто становится самостоятельным бизнесом, при этом кроме градообразующего предприятия, ради которого ранее был построен город, существует множество мелких и средних предприятий других отраслей промышленности (машиностроения, производства строительных материалов, радиопромышленности и др.), которые могут впоследствии стать основой дальнейшего развития территории.

На третьем этапе проводится анализ форм межтерриториального взаимодействия - социальных и экономических связей конкретного региона с другими территориями, а также его место в хозяйственном комплексе субъекта Федерации. Старые и новые формирующиеся кооперационные связи предприятий. расположенных в депрессивных регионах, с одной стороны, и расширяющиеся возможности местных органов власти влиять на развитие местного бизнеса, с другой, приобретают все большее значение. Кроме того, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, а также последствия воздействия на окружающую среду природопользователей делают эти проблемы общими для нескольких соприкасающихся между собой территорий. В связи с этим требуется определение форм межтерриториальных взаимоотношений и взаимоотношений между территорией и субъектом Федерации, в том числе на правовом уровне путем заключения соответствующих соглашений, принятия законодательных актов и постановлений.

На основе результатов всестороннего анализа социально-экономического положения территории и должна разрабатываться концепция ее развития, в которой следует предусматривать максимальное использование имеющегося в регионе хозяйственного потенциала, ресурсов и связей с другими территориями. При этом особое значение приобретает работа по обоснованию мер государственной поддержки территории и расположенных на ней хозяйствующих субъектов.

←предыдущая следующая→  
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»