←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...
форме- с развитием денежного обращения), принадлежащего населению.
По А. Смиту, налог- это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает и его размер, и порядок уплаты. Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. При этом государство должно руководствоваться определёнными принципами: всеобщности (каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно платёжной способности, т.е. пропорционально доходу, которым он пользуется под покровительством государства); определённости (налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа); удобства взимания налога для плательщика (удобным способом, в удобное время, когда плательщик обладает максимумом средств); законодательной формы учреждения налога как гарантия обеспечения гласности, состязательности и согласия на принудительное изъятия частной собственности) и др. принципы.
Мировой опыт свидетельствует, что функции налогов находятся в постоянном развитии и эволюционируют вместе с развитием государства. Питая бюджет, налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды, установленных на принципах и порядке, определённых законами РМ и взимаемые на территории РМ, составляют налоговую систему РМ.
Таким образом, как вытекает из вышесказанного уплата налогов и других платежей является обязанностью граждан, а не их правом.
Такая обязанность вытекает, в первую очередь из Конституции РМ, где ч.(1) ст.58 указывает, что:
(1) Граждане обязаны участвовать в общественных расходах посредством уплаты налогов и сборов.
Этими лицами, согласно Налоговому Кодексу РМ (далее НК РМ.), являются физические и юридические лица, как резиденты так и не резиденты РМ.
Не маловажным является вопрос и об объекте налогообложения. Ими являются действия, события, состояния, которые обуславливают обязанность плательщика заплатить налог (получение дохода, совершение оборота по реализации товаров (работ и услуг), получение наследства и т.д.).
Согласно ст.3 Закона РМ Об основах налоговой системы от17 ноября 1992г, указывается, что объектами налогообложения выступают доходы, прибыль, стоимость товаров, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, в том числе землёй, виды деятельности, имущество юридических и физических лиц, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и другие объекты, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством.
Статья же 4 указанного Закона, устанавливает, что в РМ взимаются республиканские (государственные) налоги и местные налоги.
Указанное налогообложение на первый взгляд является понятным и доступным, однако, при более детальном рассмотрении данного вопроса можно выявить и определённую специфику. Эта специфика касается именно субъектов налогообложения.
Согласно налоговому Кодексу РМ, а также ст. 2 Закона об основах налоговой системы, указывается, что субъектами налогообложения (налогоплательщиками) являются физические и юридические лица, в том числе иностранные, осуществляющие производственную либо иную предпринимательскую деятельность на территории РМ, или получающие личный доход от работы по найму, творческой и иной индивидуальной деятельности, или имеющие в собственности, владении или пользовании природные ресурсы, землю, имущество подлежащее налогообложению.
Таким образом, как видно, законодатель указывает достаточно обширный круг субъектов, а также их деятельность подлежащая обязательному налогообложению РМ.
Однако в этом положении необходимо выявить следующий нюанс:
являясь иностранными юридическими либо физическими лицами у нас, в РМ, они являются своими гражданами в другом государстве, по аналогии, что «наши» субъекты права (граждане РМ), осуществляя свою деятельность за её пределами либо по другим основаниям, являются в тоже время и иностранцами. В данном случае можно говорить как бы о « двойном» правовом статусе.
На таких лиц распространяются и нормы национального законодательства (резидентами которого они являются), и нормы иностранного государства, и, при существовании международных соглашений, нормы международного права.
Таким образом, неизбежно возникает вопрос: какому законодательству должен подчиняться такой субъект права, и какое право применимо в случае противоречия между этими нормами?
Ответ на данный вопрос можно дать однозначно-применимыми в данном случае будут все три нормы - и нормы национального законодательства, и нормы, установленные иностранным государством, и нормы международного права.
Национальное законодательство регламентирует правовой статус лица (его право- и дееспособность), так, согласно ГК РМ правосубъектность граждан РМ определяется национальным законодательством.
Нормы иностранного государства, применяются к соответствующим правоотношениям, сторонами которого они являются.
Нормы международного права, также применимы к соответствующим правоотношениям, урегулированные государствами. Как правило, они имеют целью содействие развитию торговых, экономических отношений, установлению стабильных связей.
Однако применение всех указанных законов должно соответствовать определённому правилу - их применение не должно нарушать либо создавать менее благоприятные условия для осуществление предпринимательской деятельности, чем для своих граждан.
Если следовать точному трактованию налогообложения, то в данном случае можно указать на то, что иностранные граждане находятся в совсем не перспективном положении, т.к. они должны будут уплачивать налоги вдвойне - и в государстве (резидентом которого оно является), и в государстве осуществления предпринимательской деятельности либо по другому основанию.
Естественно, это не может положительно сказываться на состоянии экономики государства, а также тенденции развития рыночных отношений между странами.
Именно большая часть международных договоров заключаемых между государствами имеет своей направленностью содействия развития рыночных отношений, укреплению дружеских отношений, развитию инвестиций и т.д.
Поэтому для достижения этих целей заинтересованные государства заключают взаимовыгодные договора для их достижения.
2. Международные источники в области налогового права.
Цели международного сотрудничества.
В области международного сотрудничества между государствами по вопросам налогообложения преследуются, как было указано выше, определённые цели, направленные на развитие экономики и сотрудничества на взаимовыгодных
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...
|
|