Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Государственное регулирование и налогообложение /

Двойное налогообложение и международные акты об избежании двойного налогообложения

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 

форме- с разви­тием  денежного  обращения),  принадлежащего  населению.

По А. Смиту,  налог-  это  бремя,  накладываемое  государством  в  форме  закона,  который  предусматривает  и  его  размер,  и  порядок  уплаты.  Право  государства  взимать  налоги  и  обязанность населения  их  платить  вытекают  из  необходимости  существования  государ­ства  и  его  учреждений  в  интересах  всего  общества  и  отдельных  лиц.  При  этом  государство  должно  руководствоваться  определён­ными  принципами:  всеобщности (каждый  должен  участвовать  в  поддержке  государства  соразмерно  платёжной  способности,  т.е. пропорционально  доходу,  которым  он  пользуется  под  покровитель­ством  государства); определённости (налогоплательщику  должны  быть  известны  время,  место,  способ  и  размер  платежа);  удоб­ства  взимания налога  для  плательщика  (удобным  способом,  в  удобное  время,  когда  плательщик  обладает  максимумом средств); законодательной  формы  учреждения  налога  как  гаран­тия  обеспечения  гласности, состязательности  и  согласия  на  прину­дительное  изъятия  частной  собственности) и др. принципы.

      Мировой  опыт  свидетельствует,  что  функции  налогов  нахо­дятся  в  постоянном  развитии  и эволюционируют  вместе  с разви­тием   государства.  Питая  бюджет,  налоги  являются  одним  из  ос­новных  источников  финансирования  всех  направлений    деятельности  государства  и  экономическим  инструментом  реализации  государст­венных  приоритетов.

     Совокупность  налогов,  сборов,  пошлин  и  других  обязательных  платежей в  бюджеты  разных  уровней  и  государственные  внебюд­жетные  фонды,  установленных  на  принципах  и  порядке,  определён­ных  законами РМ и  взимаемые  на  территории РМ,  составляют  на­логовую  систему РМ.

     Таким  образом,  как  вытекает  из  вышесказанного уплата  налогов  и  других  платежей  является  обязанностью  граждан,  а  не  их  пра­вом.

     Такая  обязанность  вытекает,  в  первую  очередь  из  Конституции РМ,  где ч.(1)  ст.58 указывает, что:

(1) Граждане  обязаны  участвовать  в  общественных  расходах  по­средством  уплаты  налогов  и  сборов.

    Этими  лицами,  согласно Налоговому  Кодексу  РМ (далее НК РМ.), являются  физические  и  юридические лица,  как  резиденты  так  и  не  резиденты  РМ.

    Не маловажным  является  вопрос  и об  объекте  налогообложения. Ими  являются  действия,  события,  состояния,  которые  обуславли­вают  обязанность  плательщика  заплатить  налог (получение  дохода,  совершение  оборота  по  реализации  товаров (работ  и  услуг),  полу­чение  наследства и т.д.).

    Согласно ст.3 Закона  РМ Об основах  налоговой  системы от17 но­ября 1992г, указывается, что объектами  налогообложения  высту­пают  доходы,  прибыль,  стоимость товаров,  операции с  ценными  бумагами,  пользование  природными  ресурсами,  в  том  числе  землёй,  виды  деятельности,  имущество  юридических  и  физических  лиц, до­бавленная  стоимость  продукции,  работ,  услуг и  другие объекты, под­лежащие налогообложению в соответствии с действующим законода­тельством.

     Статья же 4 указанного Закона, устанавливает, что в РМ взима­ются республиканские (государственные) налоги и местные налоги.

    Указанное  налогообложение на первый взгляд является понятным и доступным, однако, при более детальном  рассмотрении  данного  во­проса можно выявить и определённую специфику. Эта  специфика каса­ется именно субъектов  налогообложения.

    Согласно налоговому Кодексу РМ, а также ст. 2 Закона об основах налоговой системы, указывается, что субъектами  налогообложения (налогоплательщиками) являются физические и юридические лица, в том числе иностранные, осуществляющие производственную либо иную предпринимательскую деятельность на территории РМ, или получаю­щие личный доход от работы по найму, творческой и иной индивидуаль­ной деятельности, или имеющие в собственности, владении или пользо­вании природные ресурсы, землю, имущество подлежащее налогообло­жению.

    Таким образом, как видно, законодатель указывает достаточно об­ширный круг субъектов, а также их деятельность подлежащая обяза­тельному налогообложению РМ.

   Однако в этом положении  необходимо выявить следующий нюанс:

 являясь иностранными юридическими либо физическими лицами у нас, в РМ, они являются своими гражданами в другом государстве, по анало­гии, что «наши»  субъекты права (граждане РМ), осуществляя свою деятельность за её пределами либо по другим основаниям, являются в тоже время и иностранцами. В данном случае можно  говорить как бы о « двойном» правовом статусе.

На таких лиц распространяются и нормы национального законодатель­ства (резидентами  которого они являются), и нормы иностранного  государства, и, при существовании международных соглашений, нормы международного права.

    Таким  образом, неизбежно  возникает вопрос: какому законодатель­ству должен подчиняться такой субъект права, и какое право приме­нимо в случае противоречия между этими нормами?

    Ответ на данный вопрос можно дать однозначно-применимыми в данном случае будут все три нормы - и нормы национального законода­тельства, и нормы, установленные иностранным государством, и нормы международного  права.

    Национальное законодательство регламентирует правовой статус лица (его право- и дееспособность), так, согласно ГК РМ правосубъ­ектность граждан  РМ определяется национальным законодательст­вом.

    Нормы иностранного государства, применяются к соответствую­щим правоотношениям, сторонами которого они являются.

   Нормы международного права, также применимы к соответствующим правоотношениям, урегулированные государствами. Как правило, они имеют целью содействие развитию торговых, экономических отношений, установлению стабильных связей.

   Однако применение всех указанных законов должно соответствовать определённому правилу - их применение не должно нарушать либо созда­вать менее благоприятные условия для осуществление предпринима­тельской деятельности, чем для своих граждан.

   Если следовать точному трактованию налогообложения, то в дан­ном случае можно указать на то, что иностранные граждане нахо­дятся в совсем не перспективном положении, т.к. они должны будут уплачивать налоги вдвойне - и в государстве (резидентом которого оно является), и в государстве осуществления предпринимательской дея­тельности либо по другому основанию.

   Естественно, это не может положительно сказываться на состоя­нии экономики государства, а также тенденции развития рыночных отношений между странами.

   Именно большая часть международных договоров заключаемых ме­жду государствами имеет своей направленностью содействия развития рыночных отношений, укреплению дружеских отношений, развитию ин­вестиций и т.д.

    Поэтому для достижения этих целей заинтересованные государства заключают взаимовыгодные договора для их достижения.     

        

2. Международные источники в области налогового права.

      Цели международного сотрудничества.

В области  международного сотрудничества между государствами по вопросам налогообложения преследуются, как было указано выше, опреде­лённые цели, направленные на развитие экономики и сотрудничества на взаимовыгодных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»