Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Государственное регулирование и налогообложение /

Двойное налогообложение и международные акты об избежании двойного налогообложения

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

взаимовыгодных условиях.

Как следует из выше указанного, в практике могут возникать такие си­туации, при которых государства своим внутренним национальным законо­дательством могут косвенным образом влиять не в лучшую сторону, на свою экономику. Прежде всего, это касается налогообложения, а точнее ко­гда на лицо существует не просто разовая обязанность налогоплательщика уплатить соответствующие налоги, а двойная такая обязанность, при ко­торой денежные средства поступают в соответствующий бюджет не од­ного, а двух государств.

Естественно это представляет собой не что иное, как дискриминацион­ную меру для определённых налогоплательщиков.

Наличие данного вопроса требует соответствующего урегулирования, что находит свое отражение в первую очередь не во внутреннем законода­тельстве, а на международном уровне в виде заключаемых между заинтере­сованными государствами международных договоров (соглашений).

Причина возникновения двойного налогообложения состоит в том, что два государства облагают однородными или сходными налогами один и тот же объект налогообложения и одного и того же налогоплательщика.

Таким образом, можно выделить следующие случаи возникновения двой­ного налогообложения:

n   если лицо является резидентом одного государства, получает доход или обладает капиталом в другом государстве, и оба государства об­лагают этот доход или капитал.

n   если несколько государств подвергают одно лицо налогообложению по всему  получаемому доходу (полная одновременная налоговая обязан­ность.)

n   если несколько государств подвергают одно и тоже лицо не являюще­гося резидентом ни одной из этих государств, налогообложению по доходу, которое оно получило в данном государстве (одновременное ограниченное двойное налогообложение.)

Таким образом, если возникает одновременное двойное налогообложе­ние - между государствами заключаются международные договора (согла­шения), которые основаны на принципе резиденства.

В каждом отдельном таком договоре стороны указывают, что понима­ется под этим термином т.к.  в различных странах может трактоваться по разному.

Под резиденством может пониматься и место осуществления пред­принимательской деятельности, т.е. где обязанный налогоплательщик по­лучает свой основной доход, и место нахождения головного офиса, и место нахождения административного совета, то есть где осуществляется не­посредственное управление деятельностью предприятия и др. критерии.

Поэтому целесообразным является установления в данных договорах трактовки этих понятий.

Однако, может возникнуть такая ситуация при которой одно и тоже лицо является резидентом сразу двух государств. Поэтому также для из­бежания противоречий стороны соглашений устанавливают правила, по которым такое лицо можно  будет отнести к одному из этих государств,  т.е. как видно двойного «гражданства» в правовом смысле в области нало­гообложения быть не может.

Другим способом для устранения двойного налогообложения является способ распределения юрисдикции между договаривающимися государст­вами. Оно может выражаться путём отказа одного из договаривающихся государств от установления соответствующего налогообложения, либо с помощью распределения между государствами налогообложения.

Таким образом, на основании этих способов устранения двойного нало­гообложения при анализе международных конвенций в этой сфере можно выделить  два основных таких принципа:

1. Принцип освобождения.

    Согласно которому одно из договаривающихся  государств не обла­гает налогом объект налогообложения, который уже облагался в дру­гом государстве.

2. Принцип зачёта (кредита).

    При котором государство при налогообложении не освобождает на­логоплательщика, как в первом случае, а первоначально рассчитывает все налоги, которые должны быть уплачены согласно национальному за­конодательству этого государства, после чего высчитывает из этой суммы сумму налога, которая уже была уплачена в другом государстве, с которым было заключено соглашение.

Подчиняясь установленным принципам, Договаривающиеся Государства тем самым достигают поставленных целей:

- формирование условий для стабильного развития экономики Договари­вающихся Государств в интересах повышения жизненного уровня насе­ления;

- совместное осуществление экономических проектов, представляющие общий интерес;

- создание равных возможностей, а также гарантий для всех хозяйст­вующих субъектов;

-  способствование гармоничному развитию и росту международной торговли, устранение барьеров на пути её развития;

-  развитие торгово-экономического сотрудничества на основании

   равенства и взаимной выгоды и др.

Находясь на пути развития, РМ заинтересована в привлечении денеж­ных средств в республику, а также что вытекает из данного должна для этого создавать выгодные и приемлемые условия для этого.

Поэтому РМ были заключены не одно международное соглашение и не только в области налогообложения.

Значимость заключаемых договоров отражена и в НКРМ. Так статья 4 НК гласит, что:

Если ратифицированным в установленном порядке международным до­говором (соглашением) об избежании двойного налогообложения, одной из сторон которого является Республика Молдова, установлены другие пра­вила и положения, чем те, которые предусмотрены настоящим кодексом или принятыми в соответствии с ним иными актами налогового законода­тельства, то применяются правила и положения международного дого­вора (соглашения).

Комментируя данную статью можно отметить, что здесь заложен принцип приоритетности  международных договоров (соглашений) об  из­бежании  двойного  налогообложения, участником которых является РМ, перед национальным  законодательством.

  В  ряде  случаев  налоговые  отношения регулируются не только  актами  национального  налогового  законодательства, но и  нормами  международного  права. Международные  договоры (соглашения) об избежании двойного  налогообложения являются одним  из  источников  международного  права.  В  то  же время  международные  договоры РМ являются также  составной  частью её национальной  правовой системы.

     Международные  договоры (соглашения) об  избежании  двой­ного  налогообложения направлены как  на  избежание двойного  нало­гообложения,  так и на уклонение  от  налогов. Международное  двой­ное  налогообложение  возникает,  когда  один  и  тот  же  налогопла­тельщик облагается  в  отношении  одного  и  того  же  объекта  об­ложения  или  одним  и  тем  же (или схожим) налогом  в  двух  и  более  странах (в  основном  это  касается  дохода  и  имущества  налого­плательщика).  Обратная  ситуация- уклонение  от  налогов- возни­кает,  когда  ни  одно  из  государств  не  признает  «своим»  или  объ­ект  обложения,  или  налогоплательщика.  Международные  договора (соглашения)  должны  быть  ратифицированы в  установленном  по­рядке.  В  соответствии  со  статьей 2  Закона  о  порядке  опублико­вания  и  вступления  в  силу  официальных  актов  международные  акты  вступают  в  силу  после  обмена  ратификационными  грамо­тами  или  после  передачи  утвержденных  актов  на  хранение  депо­зитарию  в  соответствии с  нормами  международного  права  либо  в  любом  другом  порядке   и  другие  сроки,  установленные  договари­вающимися  сторонами.

   По  состоянию  на  1.07.97г.  были  заключены  15  Конвенции (Соглашений)  между РМ и  другими  государствами  по  вопросу  об  избежании  двойного  налогообложения,  из  которых  две  вступили  в  силу  с  01.01.96г.-

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»