Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Государственное регулирование и налогообложение /

Денежная система России

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

Важнейшему элементу современ­ной денежной системы в отчете посвящено бук­вально несколько строк: "Банк России изучал (! — прим. в. ж.) характер рынка платежных карт, дей­ствующие на нем системы, порядок эмиссии бан­ками платежных карт и их функции, степень и ха­рактер рисков, возникающих при расчетах с приме­нением платежных карт".

Изучать можно еще много-много лет, но если нет ни стимулов, ни интереса к созданию совре­менной денежной системы, то это простые отго­ворки. Более того, в российской банковской лите­ратуре ("Банковское дело", "Банкир" и др.) в пос­леднее время были предложены более адекватные российским условиям системы электронно-денеж­ного обращения, к которым Банк России не про­явил ни малейшего интереса.

Все более активную роль в России начинают играть западные платежные системы ("ВИЗА" и другие), которые становятся важнейшими кана­лами неконтролируемого перемещения денег че­рез таможенную границу России. По этому воп­росу в отчете вообще ничего не говорится. А это чрезвычайно опасные тенденции. Банк России и государство начинают терять контроль за движе­нием денег за счет внедрения в России и бес­препятственного использования как нерезидента­ми, так и резидентами западных платежных сис­тем. С помощью пластиковых карт можно легаль­но ввозить в Россию и вывозить из нее любые суммы денег. Вот почему всем платежным ба­лансам сейчас грош цена. Ведь важнейший ка­нал движения денег не находится вообще под контролем государства.

Необходимо в кратчайшие сроки начать созда­ние собственной российской электронной платеж­ной системы, связанной с мировыми платежными системами через контролируемый канал Банка России, и все западные платежные системы внут­ри России должны использовать исключительно этот канал. Наконец, в настоящее время на Западе интенсивно разрабатываются системы электронных наличных денег, которые лоббируются чуть ли не к первоочередному их запуску на территории Рос­сии. Но об этом Банк России хранит полное мол­чание, хотя запуск такой системы мог бы стать полной катастрофой для денежной и банковской системы России и привести к тому. что Россия станет главным центром легализации мировых кри­минальных капиталов.

Можно прямо утверждать, что именно Банк России своими действиями и бездействием несет значительную долю ответственности за тяжелое криминальное положение в стране и за бюджетный кризис в ней.

Необходимо срочно разработать мероприятия по резкому, в десятки раз, уменьшению объема наличного денежного обращения в стране.

Наиболее эффективным средством явилось бы снятие с наличных средств статуса государствен­ных денег с приданием им статуса неименных цен­ных бумаг (векселей, билетов, обязательств, депо­зитных чеков и т.д.) Казначейства России с огра­ничением использования этих денежных инструмен­тов исключительно в сфере мелкой или даже сред­ней розничной торговли с одновременным прида­нием статуса государственных денег Российской Федерации исключительно денежным средствам, находящимся на счетах в банках,

Это позволило бы резко — в десятки раз — уменьшить объем наличных денег в стране, декри-минализировать всю экономическую и обществен­ную жизнь, осуществить денаркотизацию страны и резко повысить собираемость налогов.

Денежные коммуникации

Банки выполняют две главные функции. Пер­вая — это коммуникация денег, то есть их переме­щение. Вторая — кредитная функция. Все осталь­ное есть наслоение или идет к отмиранию, напри­мер, хранение и выдача наличности.

Центробанк кредитованием не занимается се­рьезным образом. Главная задача Банка России есть коммуникация денег.

Как же выполняет эту задачу Банк России? В табл. 3 показана структура коммуникации денег за последние два года (на основании рис. 13).

Таблица   3

Пути коммуникации денег по Российской Федерации (в процентах к общему объему платежей)

Способ коммуникации 1995    1996

Через Банк России    69,8  56,3

Внутрибанковские (через филиальную сеть комбанков)        14,9      28,1

Корреспондентские отношения между банками 15,1 15,5

Через клиринговые палаты 0,2 0,1

Из этой таблицы видно, что происходит неук­лонное сокращение коммуникационных функций Банка России. В 1996 г. доля платежей, проходя­щих через Банк России, уменьшилась на 14,5%. Идет рост платежей через филиальную сеть ком­мерческих банков. Этим самым наглядно отра­жается процесс монополизации банковской сис­темы России. Клиенты все более стремятся об­служиваться в крупных коммерческих банках, в которых деньги перемещаются гораздо быстрее, чем через сеть Центробанка. И это особенно касается Сбербанка России, который все больше и больше отходит от своей главной функции — обслуживание населения и переключается на обслуживание юридических лиц. Если такой про­цесс будет продолжаться, то через три года рас­четная сеть Центробанка просто отомрет, а ее функции примут на себя три-четыре сверхкруп­ных банка — Сбербанк, СБС-Агробанк и еще несколько.

Как относиться к этому процессу? Думается, что это процесс неблагоприятный. Банки все-таки должны быть специфицированы по клиентуре. Вряд ли является нормальным, когда в одном банке об­служивается Газпром и старушка-пенсионерка, вла­делец базарной палатки и Налоговая инспекция, детский садик и Росконтракт. Банков должно быть много. Большая часть их должна быть бесфили-альной. В современном мире банк становится парт­нером и другом коммерсанта и простого челове­ка. Вот почему к процессу монополизации банков­ской системы мы относимся в высшей степени отрицательно. Пусть Сбербанк занимается насе­лением, и совсем ни к чему ему привлекать пред­приятия. И если этот процесс идет в противопо­ложном направлении, то это происходит не в пос­леднюю очередь благодаря сознательной полити­ке Банка России.

В настоящее время чуть ли не в любом городе России человек может за цену пары килограммов колбасы подключиться к электронной сети ИНТЕРНЕТ и иметь прямые контакты, например с Амери­кой и Австралией. А Центробанк, имея в своем распоряжении почти неограниченные денежные ресурсы, до сих пор не может создать систему электронного прохождения платежей даже между собственными подразделениями. В 1996 г. удель­ный вес электронных платежей не только не воз­рос, а даже уменьшился на 0,9%. Удельный вес телеграфных платежей уменьшился на 13,4%. Зато возрос удельный вес почтовых платежей (с фель­дъегерями'?) на 14,3% (стр.107). Как можно оце­нить эти факты? Как безответственное отношение к своим главным функциям. Ссылки на то, что способ направления платежей определяет клиент и рост почтовых отправлений объясняется значи­тельной стоимостью услуг Минсвязи. вряд ли мож­но принять. Ведь при тех средствах, которые полу­чает в свое распоряжение Центробанк, он давно мог бы уже создать собственные телекоммуника­ционные каналы, вместо того чтобы вкладывать средства в мраморную отделку своих офисов. В табл. 4 приведены средние фактические сроки осу­ществления межбанковских расчетных операций через расчетную сеть Банка России (по рис. 15 отчета).

Таблица   4

Длительность осуществления межбанковских расчетных операций через Банк России

Длительность платежной операции    % от общего объема

платежей

1-3 дня                                      20,1

4-7 дней                                     72,5

 8-11 дней                                    

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»