Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Гражданское право /

"Интеллектуальная собственность" в России.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 

Всемирной организации интеллектуальной собственности. Следует сразу же отметить, что нормы международных конвенций об авторском праве применяются к правоотношениям использовании произведений иностранных авторов в России, а российских авторов — за рубежом (принцип признания прав авторов на территории других государств).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об ох литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительными протоколами 1 и 2 Конвенции 1971 года об охране интересов производит фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм » Россия присоединилась к Конвенции с условием, что «действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу Российской Федерации уже являются на ее территории общественным Достоянием».

К каким же произведениям иностранных авторов применяется дан Конвенция, можно ли говорить об «обратной силе» ее действия на территорию России?

Анализ положений Конвенции, других международных соглашений национального законодательства России, позволяет сделать вывод о том, Конвенция распространяется как на «новые» произведения (созданные после присоединения Российской Федерации к Конвенции -- гражданами одной из стран Бернского Союза, либо на территории одной из стран Союза), так и на часть «старых» произведений (созданных до присоединения России к Конвенции).

Обратимся к тексту Конвенции.

Статья 18 Конвенции определяет принцип «охраняемости» произведений (принцип «обратной силы» — п.1), принцип «неохраняемости» произведений (п.2), условия их применения (п.3), а также специальные случаи (п.4):

“(1) Настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны.

(2)  Однако, если вследствие истечения ранее предоставленного произведения срока охраны оно стало уже общим достоянием в стране, в которой требуется охрана, это произведение не будет вновь поставлено под охрану в этой стране.

(3) Указанный принцип применяемости в соответствии с положениями специальных конвенций, которые заключены или будут заключены с этой целью между странами Союза. При отсутствии таких положений соответствующие страны определят каждая свое условия применения этого принципа.

(4)  Предшествующие положения применяются также в случае новь присоединений к Союзу и в случаях, когда охрана расширяется в порядке применения статьи 7 или вследствие отказа от оговорок». 

Охраняемыми произведениями в соответствии с пунктом 1 признается, которые к моменту вступления  конвенции в силу конкретного государства (для России -- с 13 марта 1995 года) не стали еще общим достоянием в стране происхождения (за пределами России) вследствие истечения срока охраны. То есть, в соответствии с данным принципом, если к указанной дате, например в Германии не истекали сроки охраны прав немецкого автора, то его права должны признаваться на территории Российской Федерации.

Однако указанный принцип, исходя из пункта 3, применяется либо в соответствии с положениями специальных конвенций, либо при отсутствии таких положений.-- в соответствии с условиями, установленными каждой страной самостоятельно («Соответствующие страны определяют каждая для себя условия применения такого принципа»).

Поскольку Российская Федерация на момент присоединения к Конвенции не была связана никакими специальными конвенциями и не заключала их до последнего времени, при применении «обратной силы» (пункт 1 ст. 18 Конвенции) необходимо руководствоваться условиями, зафиксированными в постановлении Правительства РФ от 3 ноября 1994г. № 1224 -- положением о том, что действие Конвенции не распространяется на произведения, которые дату вступления Конвенции в силу для  Российской Федерации уже являлись на территории России общественным (общим) достоянием.

В соответствии со   ст. 3 Бернской конвенции, а также в связи с тем, что СССР присоединился к Всемирной Конвенции об авторском праве с 27 мая 1973 года, на 13 марта 1995 гола в общественном достоянии на территории Российской Федерации находились произведения, граждан других государств (включая лиц домицилированных на территории таких государств внутренним законодательством):

1.    граждан государств-членов Всемирной конвенции об авторском праве в отношении произведений, как выпущенных в свет вне территории России, так и тех, что еще не выпу­щены, но находятся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, до 27 мая 1973 года (при условии, что государство стало членом Всемирной конвенции до указанной даты и является членом Бернской конвенции);

2.    граждан государств-членов Всемирной конвенции в отношении произведений, как выпушенных в свет вне территорий России, так не выпущенных, но находящихся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, до даты присоединения та­кого государства к Всемирной конвенции (имеется в виду, что такое государство стало чле­ном Всемирной Конвенции после СССР -- после 27 мая 1973 года – и являлась членом Бернской конвенции);

3.    граждан государств не членов Всемирной конвенции, но членов Бернской конвенции (вступивших в нее до 13 марта 1995 г.), в отношении произведений как выпущенных в свет вне тер­ритории России, так и тех, что находятся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Феде­рации, до 13 марта 1995 года (даты присоединения России к Конвенции);

4.    граждан государств не членов ни Всемирной, ни Бернской конвенции: в отношении произведений, выпущенных в свет впервые в одной из стран Бернского Союза до 13 марта 1995 года.

Таким образом, принцип «обратной силы»» (пункт 1 ст.18 Конвенции) применяется к произведе­ниям иностранных авторов, созданным после вышеуказанных дат с учетом сроков охраны, предусмотренных в стране происхождения (соответствующем зарубежном государстве). Произведения, создан­ные же до указанных дат считаются перешедшими в общественное достояние, допускается их свободное использование без выплаты авторского вознаграждения.

Особое внимание надо обратить на то, что при решении вопроса об охраняемости произведений зарубежных авторов на территории России, необходимо учитывать, что Российская Федерация участвует в ряде дву­сторонних соглашений об авторском праве с Венгрией, Австрией, Польшей, Швецией, а также с Чехией и Словакией -- как правопреемниками Чехословакии.  Пункт 4 ст. 18 Конвенции («специальные случаи») подтверждает применение вышеприведенного принципа для Российской Федерации, как присоединив­шейся к Конвенции.

Принцип «неохраняемости» произведений на территории Российской Федерации применяться не может. На территории России произведения иностранных авторов (граждан государств-членов Всемирной конвенции) впервые получили охрану, начиная с 27 мам 1973г. На эту дату в Российской Федерации срок действия авторского права составлял 15 лет после смерти автора. Указом Президиума ВС РСФСР от 1 марта 1974 гола был установлен 25-летний срок действия авторского права: были введены  соответствующие изменения в ст. 496 ГК РСФСР. С 3 августа 1992 г. (даты введения в действие на территории России Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик) был установлен срок действия авторского права -- 50 лет после смерти автора.

Поскольку 25-летний срок охраны авторского права на произведение не мог истечь в период, начиная с 1 марта 1974 года (от даты возможной смерти автора) до 3 августа 1992 года, то и

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»