Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

История государства и права зарубежных стран /

Сравнение историко-правового развития государств: Индия, Франция, Арабский халифат

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 

привилегиями дворянства и духовенства.

Верховная политическая власть при абсолютной монархии переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

В качестве своеобразной оппозиции королевской власти в XVI - XVII вв. Выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. В 1673 году Людовиком XIV было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы - опротестовывать и отклонять королевское законодательство.

Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Чаще всего государство отождествляется с личностью короля.

Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевские прерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что «король трудится для Государства».

Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности привело к  закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. Король являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Он принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации.

Старые государственные должности ликвидируются или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.

Потребность в специализированной центральной администрации привела в конце   XVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела).Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к его бюрократизации.

Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов, а затем Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который  не только составлял государственный бюджет и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.

Для укрепления своих позиций в провинциях короли начиная с 1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы.

Централизация коснулась и городского управления. Муниципальные советники и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией.

Главным источником поступления денежных средств в казну были налоги. Несмотря на огромные доходы, государственный бюджет сводился с огромным дефицитом, что было вызвано не только большими затратами на армию и раббухший бюрократический аппарат. Огромные средства шли на содержание самого короля и его семьи.

Военные силы, которые абсолютистское государство могло противопоставлять натиску антифеодальных движений, складывались из двух элементов: вооруженной буржуазии в городах и регулярной армии.

Все военные силы на территории провинции находились под командованием губернатора. Губернаторы как представители прежде всего военной власти на местах служили важным звеном централизованной военной машины. Города окончательно утратили при Людовике XIV свое самоуправление. Особенно наглядно принцип нейтрализации выражался во вторжении в провинциальную администрацию присылаемых из столицы интендантов.

Самый принцип «личного» управления короля на практике приводил к неизбежным задержкам в решении дел, к мелочности и фактической бесконтрольности, к различным махинациям придворных за спиной короля и т.п. 

 



О.А. Жидков «История государства и права зарубежных стран», часть 1, М., 1997 стр. 378.

П.Н. Галанза, Б.С. Громаков «История государства и права зарубежных стран», М., 1980, стр. 486.

О.А. Жидков «История государства и права зарубежных стран», часть 1, М., 1997 стр. 231.

Всемирная История  в десяти томах, Том 5, М, 1958, стр.129.

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»