←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
этот атрибут присутствовал у Иоанна Крестителя, но в этом случае,
вероятно, художник хотел внести ноту трагичности, напоминая о предстоящих муках
Христа. На балке навеса изображен голубь - символ Святого духа, присутствующий
при этом событии. Справа изображены два ангела с музыкальными
инструментами. Такие фигуры нередко помещались в композициях
итальянских мастеров, как, например, в работе из мастерской Лоренцо ди Креди «Мадонна
с младенцем, Иоанном Крестителем и двумя ангелами»
Произведение Пьеро ди Козимо
«Поклонение младенцу Христу» было создано, вероятно, в последние годы XV века,
так как в нем присутствуют черты, характерные для раннего этапа его творчества.
Для первых работ Пьеро свойственно вертикальное членение пространства, резко
очерченные контуры фигур. Пейзаж еще не становится
единым пространством, которое объединяет все планы. Значительное влияние на
Пьеро ди Козимо оказала нидерландская живопись, которую могли изучать
итальянские мастера на примере алтаря Портинари кисти Гуго ван дер Гуса,
выставленный в 1483 году в церкви Санта Мария Нуово во Флоренции.
Впоследствии стиль художника изменяется, соответствуя принципам Высокого Возрождения,
вероятно, под впечатлением Леонардо да Винчи. Эти черты проявляются в
произведении Пьеро ди Козимо «Мадонна с младенцем и
музицирующими ангелами». Многочисленные фигуры
ангелов с музыкальными инструментами, целые оркестры были созданы фантазией Фра
Анжелико. Вероятно, росписи этого мастера повлияли на
последующих мастеров, и в частности, на Пьеро ди Козимо. Если в «Поклонении
младенцу Христу» ангелы более телесны, нежели у Филиппино
Липпи, но все еще сохраняют
отстраненность, напоминающую об их божественной сущности, то в последующем
произведение Пьеро ди Козимо «небесные посланцы»
выглядят как игривые и шаловливые дети. Пьеро несколько раз
обращался к теме «Поклонение
младенцу Христу», избирая формат тондо. Примером могут служить
произведения «Святое семейство»
В последующем тема «Поклонения младенцу Христу» не получила развития в творчестве Пьеро ди Козимо. Он также не возвращается и к форме тондо. Его увлекали многофигурные композиции на мифологические сюжеты «Битва кентавров», «Охота» и «Возвращение с охоты».
Отправной точкой в создании “Поклонения младенцу Христу“ Мариотто Альбертинелли, вероятно, послужило произведение «Поклонение младенцу со святым Илларионом» Филиппо Липпи. Композиционную схему расположения фигур первого плана Мариотто сохраняет почти без изменений. Он изображает Марию на фоне архитектурного сооружения со ступенями, однако, Альбертинелли придает ему античные черты и не превращает его в руины. Иосиф также представлен сидящим с посохом на фоне пейзажа. Но ландшафт у Мариотто более упорядоченный, построенный по законам линейной и свето - воздушной перспективы. Альбертинелли отказывается от изображения животных - атрибутов Рождества, ангелов и святых. Таким образом, Мариотто, отталкиваясь от произведения Филиппо Липпи, создает «Поклонение младенцу Христу» в духе своей эпохи.
Мариотто Альбертинелли значительно уменьшает количество изображаемых символов в тондо. Мария изображена коленопреклоненной, соответствуя типу «Madre Pia». Иосиф представлен с его атрибутом - посохом, который свидетельствует об избранности его владельца в мужья Марии. Вообще, культ Иосифа в Италии получил распространение в конце XV века. Если в средние века и в эпоху Раннего Ренессанса его изображали седобородым старцем, то впоследствии художники показывали его более молодым. В творчестве Рафаэля имеются композиции, где Иосиф изображен безбородым. Одним из примеров этого является эрмитажное произведение «Святое семейство». У Альбертинелли Иосиф изображен мужчиной средних лет, смотрящим на младенца в глубоком задумчивости.
Эта композиция может быть отнесена и к типу «Святое семейство», так как представлены Мария, младенец и Иосиф. Такие произведения были широко распространены в Италии второй половины XV - XVI веков. В XVI столетии «Святое семейство» приобретает символическое значение земной троицы, которая соответствовала небесной. Мария изображена на фоне архитектурного сооружения, напоминающего античное. На ступенях, под сенью аркады и на балюстраде наверху расположены фигуры людей. Этот элемент композиции получил свое развитие в произведении Андреа дель Сарто «Благовещение», созданном несколькими годами позже. В нем архитектурное сооружение занимает большее место, наиболее приближено к первому плану и тщательнее проработано. Иосиф изображен на фоне пейзажа, который имеет сходство с флорентийским ландшафтом.
Во всех трех произведениях одежда Марии соответствует традиционному изображению. Мадонна облачена в плащ синего цвета, символизирующего небо и служащего напоминанием о том значении, которое Дева Мария имела как Царица Небесная
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|