←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
реставрации
Колорит “Поклонения
младенцу Христу” Мариотто Альбертинелли основан на сочетании трех
основных цветов. Самое ярое пятно всего произведения - это желтое
одеяние Иосифа. Художник пытается уравновесить этот цвет светлой
полосой на земле, решенной менее локально и насыщенно. Контрастным смотрится синее одеяние Иосифа в верхней части. Оно
перекликается с внутренней стороной плаща Марии, и пеленой, на которой лежит
младенец. Синий цвет первого плана, словно эхо, повторяется,
становясь более прозрачным в изображении холмов и неба. Внешняя часть мафория
Мадонны нейтрального темного синевато-зеленого цвета согласуется с прозрачными,
написанными в один слой этого же тона холмами дальнего плана. Еще
два акцента, уравновешивающие друг друга - красная внутренняя сторона плаща
Иосифа и алое платье Марии. Мариотто Альбертинелли
вводит маленькое пятно краплака в решение полупрозрачной драпировки сидящей на
ступенях фигуры дальнего плана, которая находится между Мадонной и Иосифом. Однако
в колорите работы заметно преобладание коричневого и охр.
Значительное место в пространстве произведения занимает архитектура. Оно
изображено коричневой охрой монохромно. Объемность достигается за
счет увеличения количества слоев в тенях и уменьшения, до прозрачности в свету. В
деталях ступеней и в основании колонн живопись настолько тонка, что можно
заметить темные линии карандашного рисунка. Коричневой охрой написаны и фигуры дальнего плана.
Написанные более плотно с добавлением белил и синего, они сохраняют
прозрачность. Совмещая техники масляной и темперной живописи,
Альбертинелли применяет два способа передачи теней. Первый - так называемые «цветные
тени». Впоследствии они будут использованы Микеланджело в Сикстинской капелле
Другой способ- «сгущение» цвета в тенях. Подобный прием применяли в основном в масляной живописи. Так трактуется одеяние Марии. Прозрачно, словно акварелью написаны удаляющиеся склоны, цвет постепенно становится менее насыщенным. Нежнейшие переходы от темно зеленого с добавлением охр через более светлые с синими тенями к светло голубому, настолько прозрачного, что просвечивается грунт. Подобный прием повторяется в написании небосвода. Следует отметить виртуозность художника в изображении обнаженных частей тела. Мариотто Альбертинелли по-разному трактует нежную, словно из фарфора, кожу Марии с розовыми рефлексами от красного платья на руках и лице. Фигура обнаженного младенца решена в более теплой гамме, основанной на градациях охр. Кожа Иосифа наиболее темная, с добавлением умбры в тенях. Фигуры расположены на темно-коричневой, почти черной поверхности земли.
4. Техника и материалы.
В отличие от произведений Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли, Филиппино Липпи в “Поклонении младенцу Христу” не использует в своей работе локальных пятен. Филиппино не стремится к тщательной моделировке лиц, рук, волос. Их очертания размыты. Создается впечатление, что фигуры помещены в туманную дымку, которая отделяет их от зрителя и подчеркивает нереальность, эфемерность происходящего события. Однако, одеяния, линии холмов и веранда решены довольно четко и плотно. Можно заметить, как просвечиваются их очертания под тончайшими слоями, которыми написаны крылья и волосы ангелов. Благодаря этому контрасту, Филиппино Липпи добивается еще большего впечатления нежности ликов.
Художник применяет приемы книжной миниатюры. Тонкой кистью с золотом он «прочерчивает» узоры на одеяниях, крыльев ангелов, нимбов, ваз, луча и других деталей. Его линия виртуозна. Рука Филиппино тверда. Он так же прорабатывает складки одежд, вводя белила в наиболее освещенные места. Таким образом, создается ощущение графичности манеры Филиппино Липпи.
На светлом фоне неба выделяется темный силуэт деревца. Небосвод решен в сероватой гамме, постепенно высветляясь к линии горизонта. Живопись этого участка прозрачна, в некоторых местах можно заметить светлый грунт. Контрастным смотрится изображение дерева, написанного в несколько слоев. В этом участке, вероятно, живопись наиболее плотная. Она немного выступает над плоскостью холста.
Мазок художника довольно тонкий, слегка удлиненный. Настоящую виртуозность своего мастерства Филиппино Липпи демонстрирует в тончайших лессировках на одеждах ангелов и в еле заметных переходах цвета в трактовке тела младенца Христа. Удивительно, но такого эффекта Филиппино Липпи достигает, используя темперные краски. Он в совершенстве овладел этой техникой
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|