Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Искусствоведение /

Андрей Рублёв и его "Троица"

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

Московский государственный институт электроники и математики (технический университет)

РЕ  Ф  Е  Р  А  Т

по культурологии на тему:

"Андрей Рублёв и его "Троица"

Студент группы С-45

Сапунов Григорий преподаватель:

Шульгин В. И.

МОСКВА 1998

Оглавление

Вступление. Личность Рублёва                                                                              стр. 1

Молодость художника                                                                                              стр. 3

Благовещенский собор                                                                                             стр. 4

Успенский собор во Владимире                                                                            стр. 5

"Троица"                                                                                                                      стр. 7

Основные даты жизни и творчества                                                                      стр. 11

Список литературы                                                                                                    стр. 11

Андрей Рублев и его "Троица".

Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремит­ся, и есть реализация этих идеалов, не всегда совершенная, а иногда, когда задачи поставлены идеалами очень трудные, и совсем несовершен­ная. Но судить о национальной культуре мы всегда должны прежде всего по её идеалам. Это высшее, что создаёт национальная культура.

Эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в его нравс­твенные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарс­кому нашествию. Эпоха Рублёва была временем расцвета литературы, эпо­са, политического самосознания.

Идеалы, воплощённые в творчестве Рублёва, столь высоки, что они бы­ли бы чудом, если бы не представляли собой некого отражения того, что можно было бы наблюсти в действительности. А в действительности были не только примеры подлости, раболепства и предательства, но и безза­ветного служения людям, отечеству, идеалам добра и красоты, создавшим чувство собственного достоинства и спокойной уверенности в будущем.

Лучшее и самое достоверное из произведений Рублёва - это знаменитая "Троица".

Более половины тысячелетия миновало с тех пор, когда в городах и монастырях тогдашней Северо-Восточной Руси жил и работал монах-иконо­писец Андрей Рублёв, прославленный теперь по всему миру как один из величайших художников России.

Интерес русской науки к личности Рублёва в своих истоках относится ко второму десятилетию 19 века. Широкая публика впервые узнала тогда это имя, прочитав в 1817 году пятый том "Истории государства Российс­кого" Н.М.Карамзина, где были приведены ранее неизвестные летописные сведения о работе художника в Благовещенском соборе Московского Крем­ля.

В близком к Карамзину кругу любителей отечественной старины в это время стали собирать иконы, которые предание приписывало кисти велико­го художника. Едва ли не первым таким собирателем был А.И.Мусин-Пуш­кин, с чьим именем связано открытие "Слова о полку Игореве".

Имя художника стало появляться в печатных изданиях первой половины прошлого столетия, однако этому времени не дано было сказать серьёзно­го и веского слова о его творчестве, ибо подлинная рублёвская живопись оставалась под слоями записей.

В 1840-х годах историк Н.Д.Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сер­гиев монастырь и видевший там рублёвскую "Троицу", оставил в своих пу­тевых заметках такую запись: "Поклонясь главной местной иконе святой Троицы, я долго стоял перед ней, дивясь живописанию... Она являет в себе один из лучших и цельнейших памятников... искусства, ибо стиль рисунка и самого живописания кажет в ней цветущее время онаго. Она мо­жет почесться славою древнего русского искусства". Последние слова бы­ли истинно пророческими. Они предвосхитили всеобщее воззрение 20 века

-1-

на эту икону как на одно из величайших произведений мировой живописи.

В целом же на протяжении 19 века лишь изредка вспоминали о  Рублёве

- только имя, да краткие, скупые строки - цитаты из немногих древних упоминаний о нём. Не умирало и устное предание, чаще всего неверное и смутное, следуя которому многие произведения старинного художества приписывались кисти Рублёва. Не обошлось и без поддельных автографов - новых надписей на древних иконах, написанных якобы "бывшим государевым мастером Андреем Рублёвым".

В 1893 году в "Словаре русских художников" Н.П.Собко был напечатан небольшой, всего в несколько страниц, но до сих пор не потерявший сво­его значения первый биографический труд о художнике. Он был написан на основании всех известных к тому времени письменных источников.

Интерес к биографии тогда ещё полулегендарного художника был не случайным, как не случайным был великий расцвет русской гуманитарной науки, занятой изучением далёкого прошлого России, во второй половине 19 века. В это время были открыты и опубликованы сотни произведений древнерусской литературы и народной поэзии, велись крупные археологи­ческие раскопки, изучались творения древних зодчих. Тогда же возникает интерес к русским иконам и фрескам и делаются первые шаги в их рестав­рации.

В конце 19 - начале 20 века в печати появилось несколько исследова­ний, которые полностью или частично были посвящены Рублёву. Из этих трудов, к нашему времени уже совершенно устаревших, нужно выделить книгу М.И и В.И. Успенских "Заметки о древнерусском иконописании", вы­шедшую в 1901 году. В разделе о Рублёве собраны все биографические сведения и впервые воспроизведено древнее изображение самого художни­ка.

В 1904 году в Троице-Сергиевой лавре произошло событие, бывшее пер­вым шагом к открытию подлинного Рублёва, - началась пока ещё не пол­ная, лишь частичная реставрация находившейся в Троицком соборе руб­лёвской иконы "Троица", которую проводил реставратор В.П. Гурьянов.

Сведений о самом Рублёве, по меркам нашего времени, совсем немного. И давно известные, и новонайденные, они могли бы легко уместиться со всеми своими подробностями на одной или двух книжных страницах. Дважды упомянули Рублёва его современники-летописцы. Краткие сведения о нём содержатся в двух житийных произведениях. Около трёх десятков упомина­ний разной степени достоверности - в записях преданий как древнего, так и нового происхождения, да изображения - условные портреты самого художника в нескольких миниатюрах 16-17 веков и на одной иконе. Вот и всё, чем располагает сейчас биограф. Много это или мало? Для жизнеопи­сания человека нового времени - ничтожно мало! Для древнерусского ико­нописца это существенно, ибо русская средневековая живопись, за семь столетий своего существования воплотившаяся в десятки, а может быть и сотни тысяч произведений, из которых лишь малую часть сохранило для нас время, была почти сплошь анонимна. Из сотен имён художников, жив­ших ранее 17 века, известны лишь единицы. И то в нашем сознании многие

-2-

из них - только имена, поскольку их произведения неизвестны. Быть мо­жет, их иконы уже не существуют, возможно, они влились в число аноним­ных созданий художества. Мал и краток список художников 14-15 веков, чьи иконы или фрески мы сейчас знаем, - Феофан Грек, Рублёв, Даниил Чёрный, Паисий, Дионисий...

Скудные, по представлениям нового времени, данные о жизни Рублёва на самом деле - свидетельство его огромной известности при жизни и много времени

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»