←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Московский государственный институт электроники и математики (технический университет)
РЕ Ф Е Р А Т
по культурологии на тему:
"Андрей Рублёв и его "Троица"
Студент группы С-45
Сапунов Григорий преподаватель:
Шульгин В. И.
МОСКВА 1998
Оглавление
Вступление. Личность Рублёва стр. 1
Молодость художника стр. 3
Благовещенский собор стр. 4
Успенский собор во Владимире стр. 5
"Троица" стр. 7
Основные даты жизни и творчества стр. 11
Список литературы стр. 11
Андрей Рублев и его "Троица".
Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремится, и есть реализация этих идеалов, не всегда совершенная, а иногда, когда задачи поставлены идеалами очень трудные, и совсем несовершенная. Но судить о национальной культуре мы всегда должны прежде всего по её идеалам. Это высшее, что создаёт национальная культура.
Эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублёва была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания.
Идеалы, воплощённые в творчестве Рублёва, столь высоки, что они были бы чудом, если бы не представляли собой некого отражения того, что можно было бы наблюсти в действительности. А в действительности были не только примеры подлости, раболепства и предательства, но и беззаветного служения людям, отечеству, идеалам добра и красоты, создавшим чувство собственного достоинства и спокойной уверенности в будущем.
Лучшее и самое достоверное из произведений Рублёва - это знаменитая "Троица".
Более половины тысячелетия миновало с тех пор, когда в городах и монастырях тогдашней Северо-Восточной Руси жил и работал монах-иконописец Андрей Рублёв, прославленный теперь по всему миру как один из величайших художников России.
Интерес русской науки к личности Рублёва в своих истоках относится ко второму десятилетию 19 века. Широкая публика впервые узнала тогда это имя, прочитав в 1817 году пятый том "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина, где были приведены ранее неизвестные летописные сведения о работе художника в Благовещенском соборе Московского Кремля.
В близком к Карамзину кругу любителей отечественной старины в это время стали собирать иконы, которые предание приписывало кисти великого художника. Едва ли не первым таким собирателем был А.И.Мусин-Пушкин, с чьим именем связано открытие "Слова о полку Игореве".
Имя художника стало появляться в печатных изданиях первой половины прошлого столетия, однако этому времени не дано было сказать серьёзного и веского слова о его творчестве, ибо подлинная рублёвская живопись оставалась под слоями записей.
В 1840-х годах историк Н.Д.Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сергиев монастырь и видевший там рублёвскую "Троицу", оставил в своих путевых заметках такую запись: "Поклонясь главной местной иконе святой Троицы, я долго стоял перед ней, дивясь живописанию... Она являет в себе один из лучших и цельнейших памятников... искусства, ибо стиль рисунка и самого живописания кажет в ней цветущее время онаго. Она может почесться славою древнего русского искусства". Последние слова были истинно пророческими. Они предвосхитили всеобщее воззрение 20 века
-1-
на эту икону как на одно из величайших произведений мировой живописи.
В целом же на протяжении 19 века лишь изредка вспоминали о Рублёве
- только имя, да краткие, скупые строки - цитаты из немногих древних упоминаний о нём. Не умирало и устное предание, чаще всего неверное и смутное, следуя которому многие произведения старинного художества приписывались кисти Рублёва. Не обошлось и без поддельных автографов - новых надписей на древних иконах, написанных якобы "бывшим государевым мастером Андреем Рублёвым".
В 1893 году в "Словаре русских художников" Н.П.Собко был напечатан небольшой, всего в несколько страниц, но до сих пор не потерявший своего значения первый биографический труд о художнике. Он был написан на основании всех известных к тому времени письменных источников.
Интерес к биографии тогда ещё полулегендарного художника был не случайным, как не случайным был великий расцвет русской гуманитарной науки, занятой изучением далёкого прошлого России, во второй половине 19 века. В это время были открыты и опубликованы сотни произведений древнерусской литературы и народной поэзии, велись крупные археологические раскопки, изучались творения древних зодчих. Тогда же возникает интерес к русским иконам и фрескам и делаются первые шаги в их реставрации.
В конце 19 - начале 20 века в печати появилось несколько исследований, которые полностью или частично были посвящены Рублёву. Из этих трудов, к нашему времени уже совершенно устаревших, нужно выделить книгу М.И и В.И. Успенских "Заметки о древнерусском иконописании", вышедшую в 1901 году. В разделе о Рублёве собраны все биографические сведения и впервые воспроизведено древнее изображение самого художника.
В 1904 году в Троице-Сергиевой лавре произошло событие, бывшее первым шагом к открытию подлинного Рублёва, - началась пока ещё не полная, лишь частичная реставрация находившейся в Троицком соборе рублёвской иконы "Троица", которую проводил реставратор В.П. Гурьянов.
Сведений о самом Рублёве, по меркам нашего времени, совсем немного. И давно известные, и новонайденные, они могли бы легко уместиться со всеми своими подробностями на одной или двух книжных страницах. Дважды упомянули Рублёва его современники-летописцы. Краткие сведения о нём содержатся в двух житийных произведениях. Около трёх десятков упоминаний разной степени достоверности - в записях преданий как древнего, так и нового происхождения, да изображения - условные портреты самого художника в нескольких миниатюрах 16-17 веков и на одной иконе. Вот и всё, чем располагает сейчас биограф. Много это или мало? Для жизнеописания человека нового времени - ничтожно мало! Для древнерусского иконописца это существенно, ибо русская средневековая живопись, за семь столетий своего существования воплотившаяся в десятки, а может быть и сотни тысяч произведений, из которых лишь малую часть сохранило для нас время, была почти сплошь анонимна. Из сотен имён художников, живших ранее 17 века, известны лишь единицы. И то в нашем сознании многие
-2-
из них - только имена, поскольку их произведения неизвестны. Быть может, их иконы уже не существуют, возможно, они влились в число анонимных созданий художества. Мал и краток список художников 14-15 веков, чьи иконы или фрески мы сейчас знаем, - Феофан Грек, Рублёв, Даниил Чёрный, Паисий, Дионисий...
Скудные, по представлениям нового времени, данные о жизни Рублёва на самом деле - свидетельство его огромной известности при жизни и много времени
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|