Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Искусствоведение /

Икона "Сошествие во ад" из Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

как феномена, обусловившего возникновение такого оригинального искусства.

  Из  всей  научной  литературы,  непосредственно относящейся  к изучению рассматриваемого  памятника, следует выделить несколько трудов. Первое место  на  настоящий  момент  здесь, несомненно, принадлежит работам А.Н. Овчинникова.

В  книге «Живопись древнего Пскова -XIII- -XVI века»^2 понятия и идеи, которые легли в основу последующих статей, разрабатываются А.Н. Овчинниковым с точки зрения школы. Многие, казавшиеся   частными,  явления  приобретают  связь  с  исторической  и географической  ситуациями,   оказавшими немалое влияние  на становление псковской школы иконописи. Выстраивается яркая и целостная картина. Отмечается  значение  города  -  форпоста,  жившего в противостоянии внешним  врагам,  чужим  культурам  и  т.д., что во многом обусловило появление   такого «накаленного   и  кристаллически  четкого  облика псковского  искусства»^3. Там,  где  условия  жизни  экстремальны, ориентиры должны быть тверды и ясны.

Немаловажный   принцип  сотрудничества  и  соподчинения  живописи  и архитектуры  рассматривается с двух позиций: с одной стороны псковский храм  аморфен,  «похож  скорее  на  пещеру»^4  и икона служит делу устроения,  упорядочения  его  внутреннего пространства, а с другой - «живописные  конструкции псковской иконописи предусматривают совпадение не  с конкретными конструктивными закономерностями архитектуры, а с ее внутренней динамикой»^1.

В статье «Из опыта реконструкции древних икон. Икона «Сошествие во ад» из ПИХАМЗ»^5 мы находим  анализ специфики   образного языка иконы,

       ^1  О.С. Попова. Ук. Соч. с. 21

  ^2  А.Н. Овчинников,  Н. Кишилов. Живопись Древнего Пскова XIII - XVI  веков. 1971.

  ^3  А.Н. Овчинников. Ук. Соч. с. 6.

  ^4   А.Н. Овчинников. Ук. Соч. с. 7.

  ^5   А.Н. Овчинников. Из опыта реконструкции древних икон. Икона Сошествие во  ад середины XV века из Псковского историко - архитектурного музея - заповедника ( инв.  № 2731)

особенностей технологии и композиционных принципов мастера.  Икона  рассматривается  на фоне мрачного времени преддверия конца  света  и  борьбы  с ересями; особенно же подробно анализируется псковская  специфика извода и сам процесс написания иконы, далее идет деловое  описание  композиционных  приемов,  методов  работы  мастера.

Искусство  Пскова в реальном времени, его связи с искусством других стран  той  эпохи  наиболее детально рассмотрено в работе О.С. Поповой «Особенности искусства   Пскова»^2.  Здесь  мы сталкиваемся с основными понятиями, которые отныне будут сопровождать живопись Пскова в научной литературе.   В   первую  очередь  это  -  действенность,  внутренняя, переливающаяся  во  внешний  мир  активность живописного произведения, почти  физически изменяющая предлежащее ей реальное пространство. Сила духа  героя  или  героев  изображения  такова,  что  им  подчиняется и пространство вне изображения. По  мнению автора икона оказывается населенной людьми, изображенными в  момент их пограничного состояния, - они все еще реальны, но в то же время  это  уже не люди из плоти и крови, - ««дебелость» плоти кажется сожженной,  телесная  ткань  -  сухой  и очищенной, телесная материя - горящей внутренним огнем, сияющей»^3.

В статье И.А. Шалиной «Псковские иконы «Сошествие  во  ад»; о  литургической  интерпретации иконографических особенностей.»^4 автор  рассматривает  памятники в их связи с церковной литературой  и  богослужениями. Язык красок, переведенный в зрительные образы,   находит   себе многочисленные   ассоциации,   претерпевает обогащающие   его преломления   и  отражения  в  текстах  писаний  и богослужений.  В  этом смысле работу можно считать энциклопедичной, но в искусстве перевод с языка на язык - дело каверзное. Даже повторение   чего-либо   в   разных   техниках  невозможно  без существеннейших   поправок   для  каждого  конкретного  случая,  иначе неизбежна   фальшь  и  обнаруживается  потеря мастером чувства  материала.  Тем  более,  когда  речь идет об абсолютно разных видах  творчества,  таких  как изобразительное искусство и литература. Очевидно, автор считает, что мозг средневекового человека был построен  так, что всюду в видимых образах он искал аналогичные им литературные формулировки с  использованием   своего, по-видимому, энциклопедического ума, и этим он  занимался, молясь в храме во время богослужений. Таким

^1   А.Н. Овчинников. Из опыта реконструкции... с. 8.

^2   О.С. Попова. Ук. Соч.

^3    О.С. Попова. Ук. Соч. с. 17.

      ^4 И.А. Шалина. Псковские иконы «Сошествие во ад»; о литургической интерпретации иконографических особенностей. Сборник  «Восточно-христианский храм. Литургия и искусство». СП б. 1994.

образом для церковного искусства  одной  из  главных  целей  предполагалось создание густой сети аллюзий,   напоминаний  и символических  обозначений, вплетаемых  в  ткань произведений изобразительного искусства, но язык  изобразительного искусства может выразить то, что недоступно другим видам творчества^1. Поэтому в первую очередь его следует оценивать именно с этой точки зрения.

Систематическое   повторение   некоторых   деталей  во  всех  пяти  памятниках связывается автором с предполагаемым фиксированным соответствием-применением  этих  икон^2  из чего делается   вывод     о необходимости     такого     перевода.   Автор пытается расшифровать сплошь  символическую по ее мнению живопись  икон  и  приходит  к заключению о том, что их предназначением  было  сопровождение  некоторых  богослужений и текстов подобающими  мощными  зрительными  образами,  долженствовавшими занять «определенное  место  на  пути  спасения  человеческой  души»^3 в первую очередь имеются в виду службы Страстной Седмицы, служба Пасхи, известные  читавшиеся  проповеди  и  моления  об умерших, получавшие в иконе реальное воплощение.

В книге М.В. Алпатова «Древнерусская иконопись»^4 заслуживает внимания оценка   автором   колористических  способностей  псковских  мастеров: «Псковские иконы никогда не кажутся раскрашенными. Краска рождается из глубины  доски,  загорается  светом, выражает внутреннее горение души, соответствует  внутреннему напряжению в ликах псковских святых»^5.  Н.С.  Родникова  во  вступлении  к альбому «Псковская икона^6»  упоминает  «Сошествие  во  ад»  -XV века лишь в сравнении с более известными  иконами  из  церкви  св. Варвары, замечая «стремительность жестов   и   активную  светотеневую  лепку  ликов,  оживленных  яркими светозарными   бликами»^7.   В  другом  месте  отмечено  отличие рассматриваемой иконы от аналога в ГРМ в сторону «меньшей светотеневой контрастности»^8.

^1    И.А. Шалина. Ук. Соч. с. 255

   ^2    И.А. Шалина. Ук. Соч..

   ^3    М.В. Алпатов. Древнерусская иконопись. Изд-во Искусство. 1978

   ^4    М.В. Алпатов. Ук. Соч. с. 56.

   ^5    Н.С. Родникова. Псковская икона XIII - XVI веков. Л. 1989.

   ^6    Н.С. Родникова. Ук. Соч. с.  35.

  ^7    Н.С. Родникова. Ук. Соч. с.  39.

 ^8     А.В. Бакушинский. Исследования и статьи. М. 1981. с. 115.

Место иконы в пространстве Храма.

Икона   написана   для  храма  и  не  может полноценно восприниматься  вне  его архитектурных  форм.   Она  рассчитана  на восприятие в мире, где действуют архитектонические законы и она сама существует в таком мире. «Храм в православном сознании мыслится как образ мира. Мир (сравним) с храмом,  который создан Богом как величайшим Художником и архитектором. ...таким  образом христианская картина мира условно напоминает систему матрешек,  вложенные  друг в друга космос - храм, церковь - храм, храм человек»^1.

Икона  предполагает  для  себя  особую  среду

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»