Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Искусствоведение /

Икона "Сошествие во ад" из Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

среду, можно даже сказать, что единственное место, где она может быть правильно воспринята/увидена/прочитана/понята  - это только ее родное место в ее родном   храме.   Храм   составляет  единое  целое  с  его  внутренней декорацией,  и все вносимое туда, все встраиваемое в его архитектурные формы  должно  жить  по  законам  этого единства. Очевидно, что иконы,  выставленные  в  музеях и других местах, мы не можем воспринимать адекватно их первоначальному назначению^2.

Почему-то   многовековая  история  человечества  ведет  нас  ко  все большему  сужению  угла зрения, все большей детализации поля зрения. Нам привычно, что любое  произведение искусства, помещенное почти в любую раму может находиться почти где угодно (единственное, что нас пока что в этом ограничивает,  это  освещенность  объекта,  соображения лучшей сохранности и редко-редко - соседство с другими произведениями).

Между  тем, хотя бы при изучении искусства, относящегося ко временам целостного  восприятия  человеком  мира,  мы должны стремиться к тому, чтобы видеть их его глазами, через его миропонимание. И мы увидим, что мир  не штучен, но целостен, и что границы предмета, в данном случае произведения  искусства,  являются  на самом деле лишь переходом между предметом  и  совершенно не безразличной к нему средой. Пространство в котором  находится  объект  имеет  подчас  значение  равное  или  даже превосходящее  значение  самого  предмета.  Таким  образом оказывается более  чем  логичным, что само место, предназначавшееся для размещения иконы, должно было быть ей родным, органичным и наилучшим. 

Историческая реальность.

    Средневековые   храмы  Пскова  у  специалистов  нередко  получают прозвища   приземистых,   маленьких   и  уютных,  в  противопоставление Новгороду  и  многим  другим  городам,  где  храмы  строили стройные и

^1   И.К. Языкова. Ук. Соч. с. 34.

^2   И.К. Языкова. Ук. Соч. с. 33. 

высокие.  Первым  объяснением  такой  плавно  перетекающей массивности архитектуры  может стать воспоминание о тех многочисленнейших войнах и осадах,  что  пришлось  пережить  городу.  Неприятель научил псковичей строить  крепко, он же и доказал, что основным положительным качеством постройки  надо  считать  прочность.  «Нерушимость», свойственная сооружениям  оборонного  назначения,  стала  той  средой, в которую попадал  житель  пришедший  в  храм  на богослужение. Для художников - декораторов  (монументалистов  и  иконописцев)  при  работе  в  этой архитектуре  каменных массивов открывалось два пути. Первый - живописи спокойной и уравновешенной, но этот путь на деле оказался бы неправдой и  фальшью  из  тех  соображений,  что  не  произошло  бы  тогда столь необходимого  соотнесения  искусства  с  местной  реальностью,  полной катаклизмов,   не  смог  бы  уразуметь  пскович -  воин  спокойного  и умиротворенного изображения.

В  Византийском искусстве изображенные святые мыслились находящимися в   реальном   храмовом  пространстве,  события  священной  истории  - происходящими  при  непосредственном участии самого зрителя. Псковская интерпретация этого принципа углубляет его, здесь живописная концепция такова,  что  святые уже не просто предстоят, они активны. Космический масштаб  происходящего и неповторимость этих  событий во всей мировой истории,  свойственные  лучшим  произведениям  средневековой  живописи Пскова,  выдвигают  ее на исключительное место среди культур-наследниц Византии.  Как  один  из  ярчайших  примеров  этому  - собор Рождества Богородицы    Снетогорского   Монастыря   во   Пскове.

«Именно  эти  фрески  дают  самое  яркое, и, думаем, наиболее точное представление  о  некоей  духовной реальности, существовавшей в раннем XIV веке  во  Пскове...  Все  образы  Снетогорского  - суровые, все - напряженные,  все  - аскетические. Среди них есть исполненные экстаза, есть замкнутые и неподвижные, словно столбы. Однако решительно все они в  состоянии  крайнего воодушевления, выражающегося по-разному, и в  сильной   внешней   возбужденности,  и  в  сосредоточенном  внутреннем видении.  но  все,  всегда,  в  любых  ситуациях, изображены в моменты сильнейшего духовного и душевного подъема»^1.

Эта активность была следствием активности жизненной позиции псковичей и именно  поэтому  так  близок им был образ воскресения Христа. Борьба и победа  над смертью были более чем актуальны в городе, жившем в войне. Исследователи   расходятся  в  определении  места,  которое  могла  бы занимать  в  храме  рассматриваемая  нами икона. В статье И.А. Шалиной  «Псковские  иконы  «Сошествие во ад»^2

^1   О.С. Попова. Ук. Соч. с. 23.

^2    И.А. Шалина. Ук. Соч. с. 253.

выдвигается  очень спорное предположение,  что эти иконы   являлись   надгробными  поминальными  образами, но  происхождение  иконы неизвестно, мы не имеем возможности рассмотреть ее в   применении   к  конкретному  месту  в  конкретном  храме,  имевшем определенный  год  постройки  и несшем в себе законченную идею зодчих. Верхнее и нижнее поля  рассматриваемой иконы опилены, можно предполагать, что  она не всегда оставалась на одном месте и новое место или условия транспортировки могли стать причиной такой переделки.

 В пользу того,  что  это  был образ, почитавшийся особо, говорит и тот факт, что изображение делится на два регистра: верхний с избранными святыми, и  нижний  - собственно Сошествие во ад. Композиционно верхний регистр вносит  особый  мотив  предстояния  конкретных  заступников-святых и с одной  стороны  связывает  икону  с реальной жизнью, реальными людьми, событиями,  имевшими  отношение  к ее созданию, и с другой - усиливает «собирательность»   образа,  его  самодостаточность  и  замкнутость  в сравнении  с иконами иконостаса. Последние, будучи вынутыми из родного ансамбля,  утрачивая  с  ним  связь,  теряют  очень многое, оказываясь несамостоятельными  частями  так  же  страдающего  целого.

 Архитектура храма диктует архитектуру иконостаса и иконостас как живой организм не может быть в полной мере совершенным при отсутствии сотрудничества между компонентами,  соподчинения его частей обоим системам пространственной организации.

 Эта  икона  написана  с соблюдением всех этих правил. Мы видим,  что  она  отвечает  не  только  традиционным требованиям схемы построения  данной  композиции,  но  что  автор,  мысля  свою работу в пространственных   категориях,   продолжил   в   иконе  то,  что  было предпослано    архитектурой.  

Композиция

Спокойный    и   монументальный   ритм полуокружностей,  образуемых верхом мандорлы с ангелами, двумя горками на  заднем плане по сторонам от нее, и границей адской бездны переводит в  меньший  масштаб  архитектурный  ритм  подпружных  арок церкви, для которой писалась икона.

На  втором  плане по правую и по левую руку от Христа представлены две уравновешивающие друг друга статичные группы праведников. Они занимают все  пространство  между  отделяющей  их  от Христа мандорлой и полями иконы.  Эти  поля,  являясь  с  одной стороны границей изобразительной плоскости,  могут  быть  также  трактованы  как рама окна в «невидимый мир».  В  иконе  это  хорошо  видно:  изображения  праведников, обрезанные  с боков полями, воспринимаются как передовой отряд, малая часть огромной  массы. Усиливают это впечатление видимые нам сегменты нимбов    праведников, стоящих на заднем плане. Горизонтальное   «развертывание   композиции   ...  не  прекращается»^1, подразумевается, что остальные персонажи скрыты полями иконы, мы  не  можем видеть всех в это «окно», оно тесно для предполагаемой панорамы. Благоустроенный  реализм  горок  и  стена ада дополняют картину этой иной реальности.

Важные иконографические особенности  этого  извода - редко  встречающееся

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»