Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Искусствоведение /

Икона "Сошествие во ад" из Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

Д.Р.И. М. 1968. с. 121

^2    В.Н. Лазарев.  История русского искусства. 1954 .т. II с. 362

^3    М.В. Алпатов. Указ. Соч. с. 12.

^4    О.С. Попова. Указ Соч. с. 18.

^5   О.С. Попова. Указ. Соч. с.18.

Псковичи  далее других современных им иконописных школ продвинулись в изучении  структурных  качеств  пигментов.  Использование  этого опыта позволяло им достигать таких характерных бездонных, светящихся изнутри цветов.  Решающую  роль  здесь,  безусловно,  сыграло искусное использование в качестве  основных  пигментов минералов с кристаллической структурой, очень хорошо отражающих свет*****.

В ряду обычных пигментов псковской школы одно  из  первых мест принадлежало обычно аурипигменту, применявшемуся здесь  почти  в  чистом  виде.  на  рассматриваемой иконе этот минерал применен  лишь  на  ассисте,  адском пламени вокруг  бездны и на крыле архангела  Михаила  в  ряду  избранных  святых^1, но известны многочисленные  случаи  применения его даже в качестве фона^2,.

Одним из  самых  характерных  цветов  псковской  иконы  -XIV  -  -XVI столетий является  холодный  темно-зеленый. использовавшаяся для него медная зелень^3. была очень любима псковичами. написанные ей массивные пятна горок подчеркивают в иконе идею обитаемой благоустроенности ада.

Уже  в первом приближении заметен принципиально различный химический состав  красок  мафория  Евы,  приближенного  по тону к хитону Христа, и гиматия Христа.   Матовое   свечение   кристаллов   киновари  с  аурипигментом противопоставлено  доминирующей  в  гематии  аморфной  красной  охре с гематитом^4.

Одежда  Адама  и некоторые другие детали написаны зеленой  землей - глауканитом,  с  примесью  кристаллических медной зелени и азурита^5.

Белила  -  «яд  живописи»  псковичи использовали  особым  образом.  для того, чтобы белила не делали цвета белесыми,  их  использовали  либо  в чистом виде для самых необходимых небольших  по  площади  ярких бликов  -  светов, либо добавляя в небольших количествах к основным пигментам,

^1     А.Н. Овчинников. « Опыт реконструкции....»  с. 205.

^2  «Собор Богоматери» кон. XIV в. (ГТГ), «Параскева, Варвара и Ульяна» XIV в. ГТГ, «Воскресение - Сошествие во ад» XIV-XVI в. (из собр. Лихачева, ГРМ), «Покров Богоматери» XV в., «Рождество Христово» втор. Пол. XV в. (ПИХАМЗ),  «Деисус с Параскевой и Варварой» XIV в. НГМ, «Богоматерь Любятовская» нач. XV в. (ГТГ),  три иконы деисуса XV в. : «Вседержитель», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча». (ГТГ), две иконы из деисусного чина «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» (ПИХАМЗ),  «Архангел Гавриил» (ГРМ) и другие.

^3    А.Н. Овчинников. «Опыт реконструкции...» с. 205.

^4    А.Н. Овчинников. «Опыт реконструкции...» с. 205.

^5    А.Н. Овчинников. «Опыт реконструкции...» с. 205.

в  последнем  случае  поверхность освещалась мерцающими то здесь, то там  их кристаллическими частицами. Палитра иконы  в целом   достаточно уравновешена. Если мы представим    рассматриваемую икону  в  полутемном храме Пскова, в контексте стенных декораций  и утвари этого храма, она будет выглядеть совсем иначе, чем то, как мы ее видим сейчас.

Судя по ней, росписи в храме не должны были быть слишком светлыми, но либо в них превалировала поверхностная - декоративность, либо они под стать иконе  были написаны мощными цветовыми пятнами.

Свойственные Византийскому искусству ясность и монументальность композиции, строгость и упорядоченность раскладки локальных пятен, мы находим и в лучших произведениях псковской школы. Здесь дольше, чем в   других русских школах сохраняется монументализм и целостность в иконописи.  Даже написанные в XVI веке псковские иконы (в то время, когда во многих других городах иконописцы все больше ориентируются на «камерность») как правило монументальны и хорошо читаются с больших расстояний^1 и даже если  мы видим псковскую икону издалека, едва  мы начинаем различать ее рисунок «пятном», мы сразу прочитываем   ее сюжет и экспрессию.

На этом примере  можно детально объяснить принцип ступенчатого масштаба, состоящий в том, что реальный или изображенный предмет может восприниматься  в нескольких  кратных системах координат - он  имеет  несколько  макро-размеров,  в  которых  он может быть неискаженно   воспринят.   Первое  -  это  его  общая,  законченная  в окружающей  среде,  макроформа, далее - макро-составляющие этой  формы, подразделяющиеся  последовательно на все более малоразмерные слагаемые, постепенно доходя до орнаментов и фактуры материала. Если мы смотрим на икону издалека, мы сначала видим  лишь ее силуэт, потом различаем формы пятен - сюжет, потом  динамику  и характеры, потом пробела и перетекания  форм.

Цвет и свет.

Характерным качеством именно псковской школы является особое отношение к разработке системы пробелов - светов.  Здесь почти нет тех полутоновых нежных  высветлений, какие мы находим в Московской школе,  нет здесь и праздничной яркости Новгорода.  Пробела в Псковской иконописи  можно скорее назвать аскетичными.   

Особое внимание  псковичи  уделяли решению проблемы  соотнесения цвета и света.  Логически следуя собственной, не похожей на другие,  колористической концепции они добивались исключительных результатов.

Общий колорит живописи «всегда  напряженный, обязательно очень строгий, не допускающий ни малейшего нарядного развлекающего оттенка»^1  требовал особого подхода. В свете приведенного выше   детального  анализа колористических  принципов  псковичей   это  совсем не кажется  удивительным.  Если им так была важна чистота, звучность  и   глубина цвета,

^ 1 Это говорит о сохранении у псковских мастеров даже в эту позднюю для  русской иконописи эпоху целостности восприятия мира.

более чем очевидно, что они не хотели его  заглушать   белилами.  Следуя  этому принципу света накладывали очень экономно и продуманно. Свет вспыхивает на иконе очень небольшими по площади но  ослепительно белыми вспышками,  не смешиваясь с материей, но создавая впечатление моментальности, молниеносности  происходящего. Пробела мало  похожи на земной свет. Их наличие соответствует скорее некоторой «печати  Божественного»  на земной материи. Большие локальные пятна в иконе не дробятся светом, но помечаются его мимолетными вспышками.  Большие формы не разрушаются, но оказываются составленными из определенного числа маленьких.

Псковская школа и столичное искусство.

Мастер отлично владеет формой, он вполне способен  разложить свет по  поверхности согласно оптическим законам реальности, но ему не нужна статика и успокоенность, ему нужна выразительность и напряженность. Он  прекрасно знаком с анатомией человеческой фигуры, но   подчиняет реалистическую анатомию, для него не имеющую  самоценности, условной анатомии  иконы,  ему важнее выразительность и одухотворенность образа.

Псковский метод  при сравнении с  классическими византийскими образцами, обнаруживает характерную многим провинциальным памятникам преувеличенную экспрессивность.  Псковские мастера,  живя и работая  в стране, далекой от Византии, естественно ориентировались на  мастеров Константинополя, но не  копировали их, а шли своим путем.

В исследовании о иконе Спас Ярое Око  Из московского Кремля О.С. Поповой, мы встречаем замечание такого характера: «Стремление подражать пластической лепке и вместе с тем явное не владение  этим классическим приемом...»^2.  Но характерность псковского искусства   как раз в том, что мастер и не стремился к копированию технологии пластической лепки, но наоборот,  сознательно пренебрегал  ею для достижения большей выразительности и экспрессии образа.  Псковским мастерам, впрочем как и их согражданам, гораздо ближе было искусство  крайностей, представлявшее

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»