Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Искусствоведение /

Икона "Сошествие во ад" из Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

представлявшее святость в напряжении и силе.  Столичный интеллектуализм  и рафинированность иконописи   не смогли бы быть оценены по достоинству  во Пскове,  здесь исторический и культурный контекст общества требовали другого искусства. Художники древнего Пскова были последовательными и глубокими знатоками технологии иконописи. Именно  это знание  было

^1 О. С Попова. Указ. Соч. с. 18.

^2  О.С. Попова. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века и его связи с Византией. М. 1980. С. 129.

основой для  плодотворной работы. От владения мастером техникой письма  в иконописи очень во многом зависит конечный результат работы, потому что творчество  могло полноценно реализоваться  только в  теснейшем сотрудничестве мастера и материала. «Вся  система  письма  строго  последовательна,  точна и выверена, но именно эта дисциплина дает художнику возможность свести в единое  целое  множество  индивидуальных  образов, позволяет приобщить сущность  каждого  происходящему  событию,  раскрыть  в состоянии этих образов  сложный философский смысл сюжета. Художник не связан каноном, скорее    наоборот,    благодаря   ему   он   не   только   воссоздает индивидуальность  того или иного лица, но и привносит в него черты свои представления  о чистоте и силе духа, способности к жертве и подвигу»^1.

            * * *

Анализ иконы «Сошествие во ад» из ПИХАМЗ позволяет сделать некоторые выводы, касающиеся не только  данного произведения, но относящиеся так же к целому ряду памятников псковской школы иконописи.

Очевидным представляется прежде всего то, что икона, как часть храмовой декорации,  не может рассматриваться вне контекста всего того, что в христианстве   связано с храмом. Понятие  христианского храма комплексно и каждое из его составляющих, таких как архитектура, стенные декорации, иконы, утварь, пение  и т.д. очень важно не только само по себе но и из-за  теснейшей связи  с прочими компонентами.  Принимая во внимание целостность мира древних псковичей мы имеем право заключить, что изучение какого-либо  из вышеперечисленных слагаемых храма не может производиться в отрыве от других, но должно вестись комплексно по всем направлениям.

Принципиальную роль играет определение первоначального места расположения иконы в интерьере храма, для которого она была написана, а также составляющих этого интерьера - иконостаса, прочих  икон, настенных декораций, утвари и т.д. Этот аспект помог бы пролить немного света на причины такой популярности икон «Сошествие во ад» псковского извода и выяснить многое, о чем можно сейчас только строить догадки.

^1    А.Н. Овчинников. «Опыт реконструкции...» с. 203-204.

Пока не известно, по какому признаку  отбирались «избранные святые»,  чем вызвана такая конкретность и детальность в изображении адской бездны.

В рамках  настоящей работы к сожалению недостаточно места для  детального рассмотрения процесса формирования извода и того, какими путями мог попасть протограф во Псков.  На настоящий момент нет источников, которые могли бы  осветить нам подробнее эти моменты.

Несмотря на эти белые пятна оригинальность и  самобытность псковской школы  заслуживают с течением времени все более серьезного отношения к себе со стороны специалистов по средневековому искусству,  и если не так давно Псков  рассматривали как одну из далеких и неразвитых провинций Византийского искусства, то сейчас  творчество псковских средневековых художников получает все большее признание.

Примечания.

*   ГРМ, инв. ДРЖ 2120. XIV- нач. XV - XVI в. 81.5 X 66 X 2.7. Доска сосновая из двух частей, шпонки врезные, сквозные (поздние), ковчег, паволока. Широкая датировка обусловлена состоянием памятника, наличием нескольких слоев записей и поновлений, сделанных в процессе трех антикварных реставраций. Авторский красочный слой с многочисленными утратами и потертостями. Реставрированы до поступления в музей  и повторно в 1935 г. Н.И. Тюлиным. Происхождение неизвестно, в ГРМ поступила в 1913 году из коллекции Н.П. Лихачева. См. Из коллекции Лихачева. Каталог  выставки. СПб.,1993, с.135, кат 341 ( там же библиография);  Псковская икона XIII - XVI веков. Альбом. Авторы вступит. ст. М.В. Алпатов и И.С. Родникова.Л.1990, кат.14, с 294, цв. ил.  14.

** Псковский историко-архитектурный  и художественный музей -заповедник, инв. №2731. Кон. XV века. 120 X 99. Доска сосновая из трех частей, две накладные шпонки, ковчег, паволока. Происхождение неизвестно. В музей поступила до 1940-х гг. Во время войны была вывезена оккупантами  в Германию и возвращена в 1945 году. Раскрыта в ГЦХРМ им. Грабаря В.А. Зборовским в 1967 - 1970 гг. Особенно пострадала живопись верхнего ряда святых. См. Живопись Древнего Пскова. Каталог 1970, б/п; Овчинников А.Н. Опыт описания произведений древнерусской станковой живописи. Техника и стиль. Вып.1.   Псковская школа XIII - XVI веков. М. 1971. С.53 - 56. №20; А. Овчинников,  Кишилов Н. Живопись древнего Пскова.  М. 1971с. 17 кат. 20; Древнерусская живопись. Сост. С. Ямщиков // А.Н. Овчинников. Из опыта реконструкции древних икон. // Музей и современность. Т. 36. Вып.2. М. 1976. ков. М., 1973, с. 20, илл. 21 - 24; А.Н. Овчинников. Из опыта конструкции древних икон. // Музей и современность. Т. 36. Вып.2. М. 1976. сс. 197- 206; Попов Г.В.  Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV - XVI веков. М. 1979. с.199 ; Овчинников А.Н.  Икона середины XVI века  «Воскресение» (псковский извод)  // Древний Псков. История, искусство, археология. Новые исследования. М. 1988. с. 133 - 154; Псковская икона XIII - XVI  веков, кат. 30, с. 298, ил. 30.

***  ГРМ, инв. ДРЖ 3140. Сер. XVI века. 156.2 X 92.3 X 4. Доска сосновая, из двух частей, две врезные сквозные шпонки, ковчег, паволока. Происхождение неизвестно. Обнаружена и вывезена экспедицией ГРМ в 1958 году из Троицкого собора  г. Острова Псковской обл. (1790). Инв. № на обратной стороне иконы, сделан зеленой краской: «508 - 35 г.». В 1941-1944 гг. Икона в числе других была вывезена немцами  из Псковского музея - заповедника  во время оккупации в действовавший собор г. Острова. Сохранность хорошая, незначительные  выпадения красочного слоя  и вставки левкаса с поздней живописью на одеждах. Раскрыта в ГРМ в 1958 -1960-х  гг. Н.В. Перцевым и И.В. Ярыгиной. См. Порфиридов Н.Г.  К истории псковской станковой живописи. Икона «Сошествие во ад» из города Острова. ///ДРИ Художественная культура Пскова. М.  1968. с. 109 - 113; Э.С. Смирнова. Живопись древней Руси:  находки и открытия. Л. 1970. Табл. 17-19. А.Н. Овчинников. Н. Кишилов. Живопись древнего Пскова. с. 17. Табл. 46; Овчинников А.Н. Опыт описания. с. 60-63. № 23; Алпатов. В.И. Древнерусская живопись. М. 1978. Табл. 132 ( деталь) с. 313;  Лазарев В.Н.  Русская иконопись от истоков до начала XVI века.. Псковская школа М. 1983. с.79 кат. 82 на с. 325., табл. 82; Псковская икона  XIII - XVШ веков. 1990, с. 306, цв. ил. 72.

**** ГРМ, инв. 243336. 54 X 45. Доска сосновая,  одна сквозная врезная шпонка (новая),  ковчег, паволока. Происхождение неизвестно. Была в собрании реставраторов братьев Г.О. и М.О. Чириковых, затем П.С. Рябушинского. В ГТГ поступила  в 1930 г. из ГИМа. См.: Антонова В.И., Мнева Н.Е.  Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII века.  Опыт историко -художественной классификации. Т.2. М. , 1963. с. 40 - 41, кат. 385.; Овчинников. А.Н.  Икона середины XVI века « Воскресение», с. 134, примечание 17; Псковская икона XIII - XVI веков с. 315, кат. 146,  ил. 146.

**** Доска сосновая, две сквозные врезные шпонки, паволока. 81 X 65. Происхождение неизвестно. Реставратор К.В. Шейкман.. См.: Логинова  А. Древнерусская живопись. Новые открытия.  Из частных  собраний. Каталог выставки. М., 1975, № 44; Овчинников А.Н. Опыт описания, с. 75-77»

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»