Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Искусствоведение /

Микеланджело

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 

  Период эпохи Возрождения внес вклад огромной важности в мировую художественную культуру. Это был период войн и экономического ослабления, но, не смотря на это, творческое созидание было неутомимой потребностью людей того времени. Художественная жизнь переживала подъем в рисунке, гравюре, скульптуре и во всех других ее проявлениях.

  Период Высокого Ренессанса представляет собой апогей эпохи Возрождения. Это был небольшой период, продолжавшийся около 30 лет, но в количественном и качественном уровне, этот отрезок времени подобен векам. Искусство Высокого Возрождения является суммированием достижений 15 века, но в то же время это новый качественный скачок как в теории искусства, так и в его воплощении. Необычайную "уплотненность" этого периода можно объяснить тем, что количество одновременно (в один исторический период) работающих гениальных художников является неким рекордом даже для всей истории искусства. Достаточно назвать такие имена как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Именно о последнем пойдет повествование.

Родился Микеланджело в маленьком тосканском городке Капрезе близ Флоренции в 1475 г. Тринадцатилетним мальчиком он был отдан в обучение во флорен­тийскую мастерскую Гирландайо, и уже через год  перешел в художественную школу в садах Медичи при флорентийском монастыре Сан Марко. «Академия» в садах Медичи была школой более высокого уровня. Не связанная с выполнением официальных и частных заказов, она была лишена специфической цеховой обстановки. Дух ремесленной мастерской уступал здесь место более свободной и артистической атмосфере. Руководство мастерской со стороны опытного скульптора Бертольдо ди Джованни обеспечивало ученикам не только приобретение глубоких профессиональных знаний, но и восприятие лучших традиций флорентийской пластики 15 столетия. Наконец, чрезвычайно много значило для школы внимание со стороны Лоренцо Медичи и группировавшихся вокруг него деятелей флорентийской культуры.

Уже в пятнадцатилетнем возрасте Микеланджело, очевидно, настолько выделялся своим дарованием, что его сразу же заметил Лоренцо Великолепный, оказавший ему покровительство и введший его в свой неоплатонический кружок философов и литераторов, среди которого выделялись глава школы неоплатоников философ Марсилио Фичино и поэт Анджело Полициано.

Итак, основы культуры Микеланджело носили неоплатонический характер. Неоплатонической до конца остается и идейная сущность его деятельности и противоречивой религиозной жизни.

Несмотря на учебу у Гирландайо и Бертольдо, Микеланджело можно считать самоучкой. Искусство он воспринимал как неистовство души. Но источником вдохновения для него служила не природа, а культура как история человеческой духовности, борьбы за спасение души. Он изучает классическое искус­ство, и некоторые из его творений принимают даже за античные, что служит доказательством его стремления не столько к истолкованию исторической действительности, сколько к овладению ею в целях дальнейшего преодоления. Его художественные интересы необычайно широки. В особенности привлекает его Донателло, но среди зарисовок Микеланджело мы находим и копии с Джотто и Мазаччо. Несколько позже, в Болонье, он изучает творчество Якопо делла Кверчи и Никколо дель Арки.

Оба первых дошедших до нас скульптурных произведения Микеланджело — рельефы. Быть может, это результат воздействия Бертольдо, сильнее чувствовавшего себя в рельефе, нежели в круглой статуе, и одновременно дань традиции: для 15 века рельеф был одним из самых важных разделов скульптуры. Об одном из этих рельефов — о «Битве кентавров» (между 1490—1492 гг.)  — можно с уверенностью сказать, что это пример самой «чистой» скульптуры, которую только знает столь богатое памятниками пластики 15 столетие. Сюжет для этой работы был предложен скульптору поэтом Анджело Полициано. Здесь различимо воздействие четырех различных художественных традиций: позднеримских саркофагов, Джованни Пизано, Донателло (через посред­ство Бертольдо) и Леонардо. В композиции нет пространства, перспективы, регулирующих и направляющих дей­ствие: промежутки между фигурами обнаруживают лишь плоскость фона. Художник словно хочет показать, что натурализм, лежащий в основе вдохновения Леонардо, нашел свое отражение в живописи, в то время как возвышен­ное духовное начало выражено в ваянии. Фигуры словно стремятся вырваться из каменной оболочки, которая их сдержива­ет.

Микеланджеловская «Битва кентавров», по существу, открыла собой новую эпоху в ренессансном искусстве, а для истории скульптуры она была предвестником подлинной, революции. Особое значение «Битвы кентавров» состоит также в том, что этот рельеф уже содержит в себе своеобразную программу будущего творчества Микеланджело. В нем не только нашла свое выражение ведущая тема его искусства — тема борьбы и героического подвига,— здесь уже в немалой степени определился тип и облик его героев, вызваны к жизни новые средства скульптурного языка.

В исполненной в те же годы «Мадонне у лестницы» рельеф почти отсутствует. Слегка выступающий бортик и перспектива лестницы в гораздо большей степени, чем иллюзорная глубина, выявляют геометри­ческий объем мраморного блока, на котором фигуры скорее нарисованы, чем вырублены. Они уплощены, как в «сплющенном рельефе» Донателло, послужившем, несомненно, отправной точкой для Микеланджело, кото­рый не стремился добиться пространственного эффекта с помощью светового сфумато, а хотел убрать все лишнее и обнажить гладкую поверхность каменного блока. Позднее Микеланджело напишет, что идеальный образ заключен в самом мраморном блоке и что задача скульптора—выявить его, убирая все лишнее. Если мы присмотримся к фигуре Мадонны, к позе младенца или мальчиков на лестнице, то легко убедимся, что пластическим объемам тесно в пределах рельефной плоскости. Пластические объемы как бы утрачивают физическую суб­станцию и выявляются рисунком, вернее, величественной линией конту­ра.

Значение двух первых работ Микеланджело должно быть оценено также в качестве важной вехи в эволюции ренессансного искусства в целом, в частности, в формировании принципов искусства Высокого Возрождения.

Микеланджело не успел завершить свою работу над «Битвой кентавров», как смерть Лоренцо Медичи положила начало решительным изменениям не только в судьбе молодого мастера, отныне оказавшегося предоставленным самому себе.

Четыре года, отделяющих уход Микеланджело из садов Медичи от его первой поездки в Рим, были периодом его дальнейшего духовного роста. Но развитие его дарования не было таким стремительным, как можно было бы ожидать после первых опытов Микеланджело в скульптуре. К сожалению, сведения о работах этих лет неполны, так как большая их часть, притом наиболее интересных, не сохранилась. В их числе статуя Геркулеса, уже в 16 веке попавшая во Францию и установленная перед замком Фонтенбло. Исчезли и «Джованнино» (статуя юного Иоанна Крестителя) и «Спящий амур», приобретение которого римским кардиналом Риарио явилось поводом для отъезда Микеланджело в 1496 году в Рим.

Римский период

Быть может, ни для кого Рим не значил так много, как для Микеланджело, масштабность творческого воображения которого нашла в величественных памятниках Вечного города вдохновляющий пример. Увлечение Микеланджело античной скульптурой было настолько велико, что на первых порах оно заслонило в его работах присущий ему ярко выраженный личный отпечаток.

  Подлинный Микеланджело начинается в Риме с его первого капитального произведения, прославившего имя мастера по всей Италии,— с «Оплакивания Христа» («Пьета») в соборе св. Петра. Группа эта создана в 1497—1501 годах. «Пьета» — сугубо христианское произведение (хотя бы в том, что Микеланджело смело обратился к северной готике в изображении мертвого Христа, лежащего на коленях Богоматери).

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»