Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Искусствоведение /

НТР и художественное творчество

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

Студент  IVкурса  факультета архитектуры

института  им. И.Е.Репина

Богрянцев П.А. 

22.05.1997

 

РЕФЕРАТ

"НТР и художественное творчество"

СОДЕРЖАНИЕ

1. Влияние на развитие общества.

2. Личность.

3.     Влияние на искусство.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

статья   "НТР и личность"                                      Д.А.Гранин

статья   "Эстетика парадокса"                               Ю.В.Линник

статья   "К проблеме индивидуального стиля в научных

               исследованиях"                                        А.С.Архангельская

статья   "Человек и техника в новейшей зарубежной

               литературе"                                              Т.Л.Мотылева

статья    "На пути к синтетизму"                             И.Грекова

статья    "Творческий процесс или имитация?"     А.А.Крон

n     1 -

1. Технический прогресс и нравственное развитие общества.Антиутопии.

В  начале ХХ века возник ряд "антиутопий" , в которых описываются опас-

ности , которые  несет  человечеству  грядущая "машинная цивилизация".

Как пример можно привести сатирический рассказ  С.Линкока  "Человек в

асбесте", написанный еще в начале века.Итогом развития машинной ци-

вилизации, по мнению автора, будет вечный , бессмертный и однообраз-

ный мир, полностью безопасный и в равной мере бессмысленный.

   "Будущий" человек Линкока потерял человеческие чувства и стремления.

Линкок высмеивает стандартизацию жизни, нивелировку человека в Аме-

рике  (действие происходит на Бродвее).Это  произведение и ряд ему по-

добных  выражают  общую  мысль  -  опасность обнищания  духовной жи-

зни , атрофии человеческой деятельности , деперсонализация личности .

   В машинной цивилизации  К.Воннегута  ("Завтрак для чемпионов") ясно

видны уже ставшие  реальностью  проблемы  -  умирание природы , рост

преступности , духовное обнищание.

   Отрыв научно-технического прогресса от нравственного развития общест-

ва вызывает мнимую альтернативу :  либо прогресс науки и техники , либо

прогресс человека. Так , например, английский культур-философ А.Тойнби

считает :  мораль статична , а техника динамична , и разрыв  между техни-

ческим развитием и нравственным развитием человечества постоянно уве-

личивается.

    Подобный подход исключает компромиссное решение проблемы.Ключ к

решению - в комплексном решении : единство и неразрывность научно-тех-

нического, социального и нравственного прогресса.Если процессы НТР не

контролировать , это может вызвать серьезнейшие диспропорции и проти-

воречия в общественном развитии.

    НТР повышает меру  социальной и моральной ответственности людей в

связи с тем , что созданные ими силы могут угрожать существованию са-

мого человечества.Проблема свободы встает не только как проблема лич-

ного выбора , но и как проблема общей ответственности людей за опре-

деление путей развития человеческой цивилизации , способной обеспе-

чить не просто выживание , но и оптимальные условия жизни будущих

поколений.

n     2 -

2.Личность.

    В истории человечества  индивидуально-личностное мироощущение и

самоощущение обычно усиливалось в кризисные  эпохи.Индивиду прихо-

дится  самому искать ответы на новые вопросы , к которым неприменимы

старые подходы.Человеческое  "я" приспосабливается к новым факторам.

Информационные  перегрузки вызывают необходимость индивидуального

отбора усваиваемой информации.Множественность и сменяемость  соци-

альных ролей личности создают необходимость их осознания  и интегра-

ции в определенной системе личных ценностей , в рамках целостного об-

раза "я".Экстенсивность общения вызывает потребность в интимности ,

индивидуализирует  требования к любви, дружбе.

НТР  порождает новые виды искусства, делает произведения искусства

доступнее для людей.Но успехи НТР вызывают у ее творцов чуство пре-

восходства над искусством.Тем более что в искусстве подобного прогресса

нет, по сравнению с НТР оно кажется малоподвижным.Кроме того, совре-

менные формы искусства во многом зависят от техники.Но именно в этом

постоянстве воплощен внутренний мир человека с нетленными ценностя-

ми и душевными перивязанностями.Искусство реагирует на изменение жиз-

ни и вбирает в себя явления современности.

    НТР увеличивает меру материальных потребностей человека, искусство

же увеличивает меру его внутренних потребностей.Очевидно, что искус-

ство должно не расцвечивать НТР , а помочь осознать ее не как самоцель,

а как средство.

 НТР создает  человека, уверенного в том, что знания заменяют  культуру.

 Человек фиксирует инфориацию, полученную от произведения, но диалог

с произведением не возникает.Так в романе М.Фриша "Homo Фабер" предс-

тавляется этот новый тип человека - преуспевающий инженер Вльтер Фа-

бер успева за три месяца успевает облететь полмира.Эти постоянные пе-

ремещения - способ автора раскрыть характер человека деловитого , пре-

успевающего и равнодушного к таким понятиям , как семья , дом , родина.

  Для Фабера преклонение перед техникой заменило религию.В иных убеж-

дениях , иных духовных ценностях он не нуждается.Характерно то , что

Фабер не читал Толстого.В картинных галереях Парижа и Рима ему скуч-

но.Но гораздо серьезнее жизненная позиция Фабера , определяемая по

формуле "это меня не касается".Мораль книги : "Технократ отчужден от

живого мира".

   В проблеме охраны внутреннего мира человека роль искусства неоцени-

ма -  "Красота спасет мир".

n     3 -

"Эстетика парадокса"

   К вопросу о соотношении науки и искусства можно подойти двояко.С од-

ной стороны , интересно прослеживать их взаимовлияния : в науке искать

элементы художественного мышления (диалоги Галилея) , а в искусстве

обнару живать воздействие науки ("научная поэззия").Но говорить о подлин-

ном синтезе науки и искусства можно лишь в отдельных случаях.Чаще та-

кое взаимопроникновение бывает неполным , частичным.Поэтому полезно

посмотреть на проблему , акцентируя внимание  на некоторых инвариан-

тах , присущих науке и искусству , несмотря на все их различия.

   Как пример - парадоксальность.Парадокс был всегда неотъемлемым ком-

понентом научного мышления.Но отношение к нему

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»