Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Искусствоведение /

Русская иконопись. Язык икон.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

 

                            2СОДЕРЖАНИЕ

  1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ                                         3

1.1. Корни древнерусской иконописи                             3

1.2. Причины забвения русской иконы                            6

1.3. Признание громадного художественного значения древне-     7

  2. ЯЗЫК ИКОН                                                11

2.1. Сюжеты древнерусской живописи                            11

2.2. Образы Спаса                                             12

2.3. Образы Богородицы                                        15

     Список литературы                                        18


                             - 3 -

                       21. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ

                21.1. Корни древнерусской иконописи 0

     Огромен сейчас интерес к  древнерусской  живописи  в  нашей

стране,  и  не менее огромны трудности ее восприятия у тех,  кто

обращается к ней сегодня.  Их испытываю практически все - и под-

ростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образо-

ванные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. дело

в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний

у отдельного человека,  причина их гораздо шире:  она в драмати-

ческой  судьбе  самого древнерусского искусства,  в драмах нашей

истории.

     Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древ-

ние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова,

обозначающего  "образ",  "изображение")  возникла  до зарождения

древнерусской культуры и  получило  широкое  распространение  во

всех православных странах.  Иконы на Руси появились в результате

миссионерской деятельности византийской  Церкви  в  тот  период,

когда значение церковного искусства переживалось с особенной си-

лой.  Что особенно важно и что явилось для  русского  церковного

искусства сильным внутренним побуждением,  это то, что Русь При-

няла христианство именно в эпоху возрождения  духовной  жизни  в

самой Византии,  эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе

церковное искусство не было так развито,  как в  Византии.  И  в

это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как

образец православного искусства,  непревзойденный шедевр - икону

Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.


                             - 4 -

     Через изобразительное искусство античная гармония и чувство

меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят

в его живую ткань.  Нужно отметить и то, что для быстрого освое-

ния византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпо-

сылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исс-

ледования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высоко-

развитую художественную культуру.  Все это способствовало  тому,

что  сотрудничество русских мастеров с византийскими было исклю-

чительно плодотворным.  Новообращенный народ оказался  способным

воспринять  византийское наследие,  которое нигде не нашло столь

благоприятной почвы и нигде не дало такого  результата,  как  на

Руси.

     С глубокой древности слово "Икона"  употребляется  для  от-

дельных  изображений,  как правило написанных на доске.  Причина

этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строитель-

ным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были де-

ревянными,  поэтому не только мозаике,  но и фреске (живописи по

свежей  сырой  штукатурке)  не суждено было стать в Древней Руси

общераспространенным убранством храмового интерьера.

     Своей декоративностью,  удобством  размещения в храме,  яр-

костью и прочностью своих красок  иконы,  написанные  на  досках

(сосновых и липовых,  покрытых алебастровым грунтом - левкасом),

как нельзя лучше  подходили  для  убранства  русских  деревянных

церквей.

     Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась та-

кой  же  классической  формой изобразительного искусства,  как в

Египте - рельеф, в Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика.

     Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - игра-


                             - 5 -

ла в жизни общества очень важную и совсем иную роль,  чем  живо-

пись современная,  и этой ролью был определен ее характер.  Русь

приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала  предс-

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»