←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
2СОДЕРЖАНИЕ
1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ 3
1.1. Корни древнерусской иконописи 3
1.2. Причины забвения русской иконы 6
1.3. Признание громадного художественного значения древне- 7
2. ЯЗЫК ИКОН 11
2.1. Сюжеты древнерусской живописи 11
2.2. Образы Спаса 12
2.3. Образы Богородицы 15
Список литературы 18
- 3 -
21. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
21.1. Корни древнерусской иконописи 0
Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей
стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто
обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и под-
ростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образо-
ванные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. дело
в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний
у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драмати-
ческой судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей
истории.
Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древ-
ние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова,
обозначающего "образ", "изображение") возникла до зарождения
древнерусской культуры и получило широкое распространение во
всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате
миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период,
когда значение церковного искусства переживалось с особенной си-
лой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного
искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь При-
няла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в
самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе
церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в
это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как
образец православного искусства, непревзойденный шедевр - икону
Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.
- 4 -
Через изобразительное искусство античная гармония и чувство
меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят
в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освое-
ния византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпо-
сылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исс-
ледования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высоко-
развитую художественную культуру. Все это способствовало тому,
что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исклю-
чительно плодотворным. Новообращенный народ оказался способным
воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь
благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на
Руси.
С глубокой древности слово "Икона" употребляется для от-
дельных изображений, как правило написанных на доске. Причина
этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строитель-
ным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были де-
ревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по
свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси
общераспространенным убранством храмового интерьера.
Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яр-
костью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках
(сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом),
как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных
церквей.
Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась та-
кой же классической формой изобразительного искусства, как в
Египте - рельеф, в Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика.
Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - игра-
- 5 -
ла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живо-
пись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь
приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала предс-
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|