Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

История экономических учений /

Адам Смит

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 

Московский Государственный Университет

им. М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра экономики

 

Реферат

 студентки 1 курса 105 группы

МарииГречаниновой

Преподаватель

Турабов Хафиз Измаилович

Москва

 1998

Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых А. Смита и Д. Рикардо, когда Великобритания была самой передовой в экономическом отношении страной. Британия обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством, быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в ней большое развитие. Здесь выделились основные классы буржуазного общества: буржуазия, рабочие, землевладельцы.

   Однако расширение капиталистических отношений сковывалось феодальными порядками. Буржуазия видела главного врага в дворянстве и была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства, чтобы выявить перспективы общественного развития.

   Таким образом, в Великобритании во второй половине ХVIII века сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество А. Смита. 

 «Ни в чем я не красавец, кроме как в своих книгах», - так однажды сказал о себе Адам Смит. И действительно, красавцем он не был. К тому же у Смита была смешанная спотыкающаяся походка, он был необычайно рассеян и однажды  упал в яму, где дубились кожи.

Не считая этого случая, особых приключений в довольно замкнутой жизни ученого было немного. Главное, вероятно, произошло, когда ему было четыре года и его украли цыгане, проходившие через Керколди, его родной хутор в Шотландии, близ Эдинбурга. Впрочем, похитители продержали его всего несколько часов.

Адам Смит (1723 - 1790) был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника, который скончался за несколько месяцев до рождения сына. Воспитанный матерью, которая посвятила ему всю свою жизнь, Адам в 14 лет поступил в университет Глазго, начав свою дорогу к постижению мира.

Он довольно рано начал подавать большие надежды и в 16 лет получил стипендию для поступления в Оксфорд. Но Оксфорд в те времена не был центром обучения, как является теперь. Систематического преподавания там почти не было, студентам предоставлялась возможность самообучения, только бы они не читали опасных книг. Смита однажды чуть не исключили за то, что у него было сочинение Дэвида Юма «Трактат о человеческой природе», которое теперь считается одним из шедевров 18-столетия.

Упорно набирая знания и одолевая вечно мучившие его болезни, этот молодой человек постепенно стал одним из образованнейших людей своего времени. Признанием этого стало назначение его профессором философии этики Университета в Глазго, после того, как он вернулся из Оксфорда в родную Шотландию. Остались записи его лекций, в которых он говорит об юриспруденции, военной организации, налогообложении и «полиции» - последнее слово означает управление внутренними делами, которое мы бы назвали «экономической политикой». Считается также, что именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Поработав руководителем на кафедре нравственной философии, Смит заслуженно занимает должность ректора Университета Глазго.

В 1759 году Адам Смит опубликовал «Теорию моральных чувств», очень интересное исследование в области морали и психологии. Книга обратила на себя внимание и принесла Смиту знакомство с лордом Таунсендом, ответственным за знаменитый «чайный налог», вызвавший американскую революцию. Таунсенд пригласил Смита в воспитатели к своему пасынку, и Смит, отказавшись от профессорского места, поехал в путешествие со своим воспитанником. Во Франции он встречался с Вольтером, Руссо и с Франсуа Кенэ, блистательным врачом, которому принадлежит идея физиократии - первая попытка объяснения того, как работает экономическая система.

В 1766 году Смит возвратился в Шотландию, где и прожил остаток своей жизни. Тогда-то и была тщательно и медленно,  написана его книга «Богатство народов». Смит послал экземпляр Юму, который стал его близким другом. Юм отвечал: «Здорово! Красота! Дорогой мистер Смит, Ваше произведение доставило мне большое удовольствие». Юм понял, как и все остальные, прочитавшие книгу, что Смит создал произведение, которое навсегда изменит представление общества о самом себе.

 «Богатство народов» объясняло, как именно общество должно работать. И именно эта книга принесла Смиту славу «отца экономической науки».

Рассмотрим для начала основные понятия. Являются ли термины «производство» и «экономика» синонимами? На житейском, обыденном уровне принято считать, что производственная деятельность человека - это и есть экономика, экономическая жизнь людей. И как логический вывод - экономическая теория изучает производственную, хозяйственную деятельность людей в различных исторических условиях.

   Такие рассуждения не вполне корректны. Например, хозяйственная деятельность существовала и в первобытном, и в рабовладельческом обществе. Однако экономики в собственном смысле слова тогда не было. Производство материальных благ в таких общественных системах было основано на насилии, принуждении, на тех методах, которые принято называть внеэкономическими. Экономика же появляется там и тогда, когда производство материальных благ «управляется» механизмами, которые основаны на ценовых сигналах, т.е. колебаниях рыночных ценовой динамики прибылей и убытков и т.п. Все это - атрибуты рыночного хозяйства. Следовательно, экономика - это синоним не слова «производство»,а синоним категории «рыночное  хозяйство».Часто встречающиеся выражения «экономика первобытного строя», «феодальная экономика», «экономика военного коммунизма» основаны на отождествлении понятий «производство» (хозяйственная жизнь) и «экономика».Эти словосочетания стали привычными и не вызывающие сомнений в их теоретической правомерности. Однако еще раз подчеркнем: не может быть экономики, основанной на внеэкономических стимулах.

               Производство материальных благ - основа жизни человека и общества. Но если без этого не возможна сама жизнь человека, то не следует ли отдать изучение этого вопроса биологической науке? Но производство - не биологический процесс; он отражает взаимодействие человека и природы и взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности. Итак, что же представляет собой производство в самом общем виде, не зависимо от той или иной хозяйственной системы (внеэкономической или основанной на экономических стимулах)?

   Производство -это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства: труд, капитал, земля, предпринимательство.

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Таким образом, для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей, блага и факторов производства.

   Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия (осуществлять производственную деятельность).

   Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается прежде всего высших потребностей (потребности в образовании, искусстве,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»