Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Конституционное (государственное) право России /

Конституционное право

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 

органы могут, как правило, принимать законы специально для определенных членов федерации.

4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему (пример - США).

5. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства.

6. Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Исключения появились только после второй мировой войны в связи с образованием молодых государств (конституция Исламской Республики Пакистан 1956 года). В настоящее время во всех федерациях применяется бикамерализм. Нижняя палата - орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.

По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (сенаты США, Мексики) и назначаемые (сенат Канады, бундесрат ФРГ). Установление принципов разграничения компетенции имеет большое значение: от этого зависит юридическое положение государственного образования в союзе и характер тех отношений, которые складываются между союзом и членами федерации.

23. Понятие и характеристика унитарной формы государственного устройства.

Унитарная форма государственного устройства является преобладающей. К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия и многие другие страны. Для стран с унитарной формой государственного устройства

(простыми или слитными) характерно наличие следующих основных признаков:

1 Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятии или ограничений.

2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция ко-

торых распространяется на территорию всей страны.

3. Единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность.

4. Единая система права. Местные органы управления обязаны применять акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчиненный характер.

5. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы местного значения

представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.

6. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным органам государственной власти и центральной администрации. Таким образом, унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой либо косвенный контроль над муниципальными органами, создаваемыми в административно-территориальных единицах. Подавляющее большинство современных унитарных государств - государства мононациональные (исключения - Испания). Различия в степени и формах контроля со стороны центральной администрации над местными органами самоуправления дают определенные основания для деления унитарных государств на централизованные (Франция, Турция, Япония) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия), однако

это деление - формально.

24. Основные особенности и характеристика парламентской республики.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальность - наличие должности премьер-министра.

1. В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, распола-

гающей большинством в нижней палате Участие главы в этом процессе - номинально. Правительство остается у власти до

тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентарной республике  правление всегда носит партийный характер.

2. Глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. Президент формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает почти никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое действие президента, включая роспуск парламента и вето, может

быть осуществлено только с согласия правительства. Исходящие от президента нормативные акты приобретают юридическую силу только после одобрения их соответствующим министром, который и несет за них ответственность.

3. Для парламентарной республики в значительно большей степени (чем для президентской) характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется обширными полномочиями, но

осуществляются они не им, а правительством.

Парламентарная республика менее распространена, чем республика президентская ( в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии и некоторых других странах).

26. Понятие, сущность, основные признаки политического режима демократии.

Управление человеческой общностью может осуществляться двумя различными методами - авторитарным и демократическим.

Основным качеством демократического метода является то, что управление человеческой общностью осуществляется по воле большинства ее участников, создавая

систему учреждений, с помощью которой выявляется и осуществляется воля большинства, оформленная в виде соответствующих актов. Государствоведение выделяет три существенные стороны демократии:

1. .Демократия представляет собой определенную форму государства, так как правление по воле большинства предполагает наличие учреждений, с помощью которых эта воля формулируется в виде законов и осуществляется. Первоначальной государственной формой демократии была непосредственная (или прямая) демократия, но сейчас она не применяется нигде. Она сохраняется как форма управления лишь в

трех горных кантонах Швейцарии. Современная демократия является представительной: воля большинства в центре и на местах формируется и выражается центральными (парламенты, учредительные собрания) и местными (муниципалитеты) представительными учреждениями. В современную эпоху демократия может иметь своей государственной формой как республику (США, Франция, Италия), так и монархию (Великобритания, Швеция, Канада, Япония).

2. Демократия представляет собой политический режим, т. е. определенный метод осуществления государственной власти (противопоставление - фашизм). Для демократии как политического режима характерно наличие центральных и местных представительных учреждений, выборности, законности и легального существования различных партий и общественных организаций.

3. Демократия предполагает провозглашение формального равноправия, предоставление всем гражданам юридически одинакового правового положения.

27. Основные теории демократии.

Многочисленные демократические теории условно можно подразделить на три основные разновидности, или направления.

1. Романтическое направление. Представители романтического направления идеализируют западную демократию. Наиболее типичной

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»