←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...
строя, являющиеся важнейшими нормами и для других отраслей права;
4) оно фиксирует основные права и свободы человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права;
5) оно устанавливает принципы государственно-территориального устройства, а в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами;
6) оно учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деятельности;
7) оно регулирует сам процесс создания права, определяет виды правовых актов.
Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права.
7. КП как наука.
Наука КП изучает нормы этой отрасли права, практику и закономерности их реализации, широкую сферу общественных отношений, которые регулируются ими.
Наука изучает источники КП и, прежде всего, основной его источник — конституции, их виды, форму, содержание, юридические свойства, порядок принятия и изменения.
Наука изучает также конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти.
Таким образом, наука конституционного права дает анализ и оценку состояния отрасли КП, выявляет общие тенденции и закономерности.
Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них:
- метод формально-юридического анализа, позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала,
- сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования;
- исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии;
- системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей;
- статистический метод, позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов;
- конкретно-социологические методы, с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.
Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука КП опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.
8. Характеристика, особенности и юридические свойства Конституции РФ.
Характеристика: По форме выражения – писаная. По форме – единый акт. По форме правления - республиканская. В зависимости от политического режима – демократическая. По форме государственно-территориального устройства – федеративная. По порядку изменения и дополнения - смешанная (гибкие, жесткие).
В науке КП различают юридическую и фактическую конституцию. Юридическая — это определенная система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу. Фактическая— это реально сложившиеся основы государственного и общественного строя.
По структуре Конституция РФ 1993 г. состоит из Преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе и состоящем из 9 глав – Основная часть, и «Заключительных и переходных положений», являющихся вторым разделом. См. Конституцию.
Юридические свойства:
1. Верховенство Конституции РФ закреплено впервые в конституционном законодательстве нашей страны (ч. 2 ст. 4). Оно означает, прежде всего, — утверждение нового конституционного строя, правового государства, оно вытекает из того, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Верховенство обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы, означает, что Конституция в иерархии правовых актов РФ занимает высшее место (ч. 1 ст. 15).
2. Конституция РФ является н.а. прямого действия (ч. 1ст. 15). Означает, что новая Конституция РФ не декларативный и пропагандистский документ, а правовой акт, которым надлежит руководствоваться в судах и в других государственных органах.
3. Легитимность - она принята законным путем, т. е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции.
4. Реальность - ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка, предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина.
5. Стабильность проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти.
9. Сущность системы сдержек и противовесов.
Принцип разделения властей - государственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органам государственной власти, составляющим государственный аппарат.
Но для того, чтобы какой-либо государственный орган или несколько таковых не имели возможности сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться ею, единая государственная власть функционально делится на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную.
Разделение властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Причем ни одна из властей не может принять на себя функции другой; но действовать изолированно они также не в состоянии. Поэтому они должны взаимодействовать, образуя единый государственный механизм.
Конституционный принцип разделения властей, предполагающий взаимодействие государственных органов и их ограничение друг другом, предписывает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов.
Элементами данной системы, как правило, являются:
·срочность полномочий должностных лиц различных уровней;
·несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления;
·право вето на законопроекты;
·право роспуска Парламента;
·контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов,
·конституционный вотум недоверия Правительству со стороны Парламента,
·независимость судейского корпуса.
·См. Конституцию РФ.
11. Этапы развития Конституции РФ.
Всего было 5 Конституций. Принятие каждой из них знаменовало изменение в жизни общества. Первые 4 – социалистические и развивались на основе преемственности. Им был присущ фиктивный характер.
1 Конституция 1918 г.
Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами большевиков и опиралась на первые декреты советской власти. Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя.
2 Конституция 1925 г.
Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, в К появились положения
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...
|
|