Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Конституционное (государственное) право России /

Конституционный Суд Российской Федерации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

суд, является высшим хранителем конституционности государства и, следовательно,  не  только  контролирует соблюдение конституции, но и выступает как интерпретатор наиболее фундаментальных прав независимо от их эксплицитного выражения в тексте конституции и в этом смысле — как творец живого конституционного права". Можно сказать, что идея и практика конституционализма осуществляются через юрисдикцию, а их начало непосредственно связано с выступлениями правосудия против неправовых или антиправовых законов.

В процессе рассмотрения принципиально равличных видов   дел с использованием различных процедур конституционная юстиция осуществляет следующие задачи, соответствующие ее природе:

    — применение и толкование положений конституции в конкретном контексте, трансформация того, что “написано в конституции”, в “действительное”, “живое” конституционное право;

 — толкование и конкретизация постоянного, неизменного “ядра” конституции (идеалов, принципов, ценностей и т. п.) в меняющейся социально-исторической ситуации и, как результат, создание “динамичного” конституционного права, в котором новые интерпретации идеалов и т. д. “снимают” старые;

— защита меньшинства (меньшинство должно подчиняться большинству лишь в той мере, в которой решения большинства не выходят за рамки конституции) и защита большинства от злоупотреблений меньшинства правом вето;

 — рассмотрение споров о компетенции между органами власти, межлу федерацией и субъектами федерации и последних между собой;

 — рассмотрение споров между политическими партиями и другими ассоциациями, с одной стороны, и государством — с другой, по поводу того или иного государственного решения;

 — рассмотрение споров между отдельными гражданами и государством по поводу нарушения конституционных прав.

К исключительной компетенции конституционной юстиции относится следующее:

— рассмотрение споров между высшими государственными органами;

 — контроль за конституционностью законов — по меньшей мере абстрактный контроль; объявление законов недействительными;

— рассмотрение жалоб граждан, групп или ассоциаций на нарушение конституционных прав законодательством или обыкновением правоприменительной практики; — проверка конституционности референдума.

Кроме того, в компетенцию конституционного суда может входить:

— рассмотрение жалоб по поводу выборов в органы народного представительства;

 — “защита конституции” (рассмотрение жалоб по поводу неконституционности действий государственных органов, отстранение от должности высших должностных лиц государства за нарушения конституции, установление антиконституционного характера поли тических партий, принятие решений, обязывающих законодателя или высшие судебные органы устранить нарушения конституции либо издать акты, обеспечивающие реализацию конституционных прав и свобод);

— авторитетное толкование закона и квалификация норм между-  народного права в плане их соответствия конституции;

— иные “нетипичные” процедуры.

Наибольший интерес в компетенции конституционных судов представляют контроль за конституционностью законов и рассмотрение индивидуальных жалоб на нарушение конституционных прав — как наиболее соответствующие природе конституционной юрисдикции.

 Предварительный контроль обладает тем преимуществом, что позволяет выяснить спорные конституционно-правовые вопросы на самой ранней стадии законодательного регулирования, еще до вступления закона в силу. Он также способствует стабильности, устраняет проблему отмены подзаконных актов в случае последующего признания закона ничтожным с момента его принятия. Он не вредит авторитету законодателя в той мере, в которой это возможно при последующем контроле.

 В то же время у предварительного контроля есть существенный недостаток. Сложность современного законодательства, особенно относящегося к социально-экономической сфере, крайне затрудняет выяснение его конституционности до тех пор, пока нет данных о практике его применения и толкования судами и органами управления. К тому же социально-экономические условия, с учетом которых был принят закон, впоследствии могут измениться настолько, что в новых условиях смысл отдельных норм может уже противоречить смыслу конституции.

С этой точки зрения  более  предпочтительным . оказывается абстрактный последующий контроль (хотя во Франции и Греции  такой контроль невозможен).

В федеративном государстве абстрактный последующий кон-  троль может быть весьма эффективным средством защиты конституционной компетенции субъектов федерации от ее нарушения федеральным законодательством и наоборот — средством защиты федеральной компетенции". Ибо невозможно строго разграничить компетенцию по всем вопросам, всегда остаются сферы совместной компетенции. И законы, кажущиеся принятыми с соблюдением компетенции, в процессе их применения могут не только стать причиной спора федерации и ее субъектов, но и просто обнаружить свою неконституционность.

Особый вопрос — о применении  абстрактного последующего  контроля в условиях конституционой реформы к законодательству, которое считается действующим, поскольку оно не противоречит новой конституции. Здесь следует исходить из того, что, с одной стороны, прерогатива конституционного суда объявлять законы недействительными в определенном смысле служит формой защиты верховенства действующей законодательной власти в противоположность такому положению, когда любой суд может объявить закон ничтожным (“централизованная” и “децентрализованная” конституционная юрисдикция). Но, с другой стороны, речь идет о законах, которые были приняты в иной, возможно, в принципиально иной социально-исторической ситуации, причем законодателем, не связанным ныне действующей конституцией. Поэтому нет необходимости считать, что установление недействительности таких законов относится  к  исключительной  компетенции конституционного суда.

2. Полномочия Конституционного   Суда    Российской   Федерации

  

Конституционный Суд  Российской  Федерации  -  судебный  орган

   конституционного контроля,     самостоятельно     и     независимо

   осуществляющий судебную   власть   посредством    конституционного

   судопроизводства.

Полномочия, порядок      образования      и       деятельности

   Конституционного Суда     Российской     Федерации    определяются

   Конституцией Российской   Федерации.

Полномочия   Конституционного   Суда    Российской

   Федерации

  

             В целях защиты основ конституционного строя,  основных прав  и

   свобод человека  и гражданина,  обеспечения верховенства и прямого

   действия Конституции  Российской  Федерации  на  всей   территории

   Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

       1) разрешает  дела  о  соответствии   Конституции   Российской

   Федерации:

       а) федеральных   законов,   нормативных    актов    Президента

   Российской Федерации,   Совета  Федерации,  Государственной  Думы,

   Правительства Российской Федерации;

       б) конституций  республик,  уставов,  а  также  законов и иных

   нормативных актов  субъектов  Российской  Федерации,  изданных  по

   вопросам, относящимся  к  ведению  органов  государственной власти

   Российской Федерации и совместному ведению органов государственной

   власти Российской   Федерации  и  органов  государственной  власти

   субъектов Российской Федерации;

       в) договоров  между органами государственной власти Российской

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»