Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Конституционное (государственное) право России /

Общая характеристика конституции России 1918г.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

 

Юридический институт МВД РФ

 Контрольная работа                                             вариант № 8 :

 по курсу : «История государства и права»                       Тема № 28

                                     

«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ РФ 1918 г.»

                        группа : 9912

                       зачетка : № 1048

выполнил слушатель : Дюжиков Сергей Геннадьевич

Тула 1999

План работы :

Введение ……………………….…………………………………………………. 2

1.     Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года ………3

        1.1. Основные принципы Конституции ……………………………..6

   2. Структура органов власти и управления по Конституции ……7

   3. Советская избирательная система ……………………………………8

   4. Права и свободы граждан по Конституции 1918 года ………….10

    

Заключение …………………………………………………………………..…..12

Список используемой литературы …………………………………………….. 13

Введение

      В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституций—соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г.

Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изме­нения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

      Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они раз­вивались в соответствии с принципом преемственности, отра­жающей сохранение социалистических ценностей, утвержде­ние советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руково­дящей роли.

      Всем конституциям советского типа был присущ в значи­тельной мере фиктивный характер. Они провозглашали прин­ципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод.

     Общие черты всех конституций РСФСР не исключают су­щественных особенностей в содержании каждой из них, юри­дической специфики отражения государственно-правовых институтов.

     Конституция РСФСР 1918г. — первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, которая своим появлением ознаменовала становление основ советского права.

1. Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года.

  Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы а Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая Советская Конституция обобщи­ла хотя и весьма небольшой опыт государственного строительст­ва. В ней был использован нормативный материал, накопивший­ся с октября 1917 г.

  Среди первых актов Советской власти, имевших конституци­онное значение, особое место занимает ленинская «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая III Все­российским съездом Советов. Декларация решила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя:

    - национализацию земли, переход к национализации промышлен­ности, обращение всех банков в собственность государства, все­общую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

  В Декларации были зафиксированы основы государственного строя «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, сол­датских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на мес­тах принадлежит этим Советам». Декларация закрепляла также лишение эксплуататоров политической власти: «III Всероссийс­кий съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депута­тов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти».

  По-новому решая вопрос о форме государственного единства Советской России, Декларация провозгласила, что советская Рос­сийская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных рес­публик, однако не устанавливала при этом конкретных форм федерации. «...Стремясь создать действительно свободный и доб­ровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов огра­ничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномоч­ном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участ­вовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях».

  В Декларации отмечались также основные принципы совет­ской внешней политики: борьба за мир, против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе.

     Таким образом Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы малой, крат­кой, временной Конституцией Советского государства. Ставить вопрос о развернутом Основном законе в условиях января 1918 г. было преждевременно: революция победила еще не на всей тер­ритории страны, государственный механизм находился в стадии строительства, вопрос о форме государственного единства был решен только в принципе, правовая система находилась в про­цессе становления, сохранялось состояние войны с Германией, перемирие было весьма шатким.

     Тем не менее, на III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Конституции была обозначена. При принятии резолю­ции «О федеральных учреждениях Российский Республики» левые эсеры внесли предложение дополнить этот проект закона пунктом, обязывавшим ВЦИК разработать к следующему съезду Советов основные положения Конституции. Съезд принял резолюцию с этим дополнением, однако никакой практической работы для его реали­зации проведено не было. Только весной 1918г., когда обстановка в стране существенно изменилась, появилась возможность и стала более острой необходимость создания полного Основного закона Российской Советской республики.

    30 марта 1918г. Центральный Комитет Коммунистической пар­тии принял решение поручить Я. М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного закона. Я М. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов.

    Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее вхо­дили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещатель­ным голосом) Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов, его заместителем — М. Н. Покровский, секретарем — В. А. Аванесов. О значении, которое придавалось разработке Конституции, гово­рит тот факт, что комиссию возглавил председатель ВЦИК, в нее вошли 3 члена Центрального Комитета Российской Комму­нистической партии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»