Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Конституционное (государственное) право России /

Общая характеристика конституции России 1918г.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 

партии (большевиков), крупные ученые, видные го­сударственные деятели.

     Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло ра­боту, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комис­сии: против 2—3 эсеров могли выступить 10—12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее члены, однако большинство при решении принципиальных мо­ментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не оз­начает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

      Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседа­нии 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), нар­кому по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному государствоведу про­фессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принци­пах устройства Российской республики, которые должны найти от­ражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два раз­личных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос — пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государ­стве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как фе­дерацию «трудовых коммун», практически — как федерацию ад­министративных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способ­ствовать укреплению государственного единства. Однако в реаль­ных условиях 1918 года, когда по стране развертывались нацио­нальные движения под лозунгом создания национальной государ­ственности, она была неосуществима и опасна.

      И. В. Сталин стоял на иных позициях. Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он предложил строить федерацию по национально-территори­альному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготов­ленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проек­том Конституции работали и в наркомате юстиции.

     К концу июня многие разделы проекта Конституции были гото­вы, однако завершенного текста Основного закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был обеспокоен тем, что к приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов. Накануне съезда Я. М. Свердлов поручил члену комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и делегату V съезда Сове­тов, председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману завершить работу над проектом.

     В. И. Ленин внес в проект некоторые коррективы, в частности, по вопросу об основных правах и свободах граждан. 3 июля 1918 г. в «Известиях ВЦИК» готовый проект Конституции был опубликован.

     Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотре­ны специальной комиссией ЦК РКП(б) и с дополнениями и поправ­ками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рас­смотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнения­ми он был единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной за­кон был опубликован в «Известиях. ВЦИК» и с этого момента всту­пил в силу.

            1.1. Основные принципы Конституции.

   Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

    I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируе­мого народа;

    II. Общие положения Конституции РСФСР;

   III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);

   IV. Активное и пассивное избирательное пра­во;

   V. Бюджетное право;

   VI. О гербе и флаге РСФСР.

  В Декларации определялась социальная основа новой государ­ственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система советов рабочих, крестьянских и солдатских депута­тов. Законодательно закреплялись первые экономические преоб­разования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, бан­ков, части промышленности. Срок действия Конституции опре­делялся как «переход от капитализма к социализму».

  Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные респуб­лики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из не­скольких национальных областей.

  Высшим органом власти Конституция провозглашала Все­российский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР— Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.

     Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои ис­полнительные комитеты. В городах и селениях создавались го­родские и сельские советы.

 Компетенция центральных органов власти определялась сле­дующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в со­став РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее ру­ководство внешней, внутренней и экономической политикой, ус­танавливали общегосударственные налоги и повинности; осно­вы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроиз­водства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

      Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуще­ствляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд сове­тов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распо­ряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утвер­ждались ВЦИК.

     Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие сове­ты, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма».

    Избирательная система, закрепленная Конституцией, от­ражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдель­ных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись по­нятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лише­на избирательных прав: лица, использующие наемный труд в це­лях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; ча­стные торговцы и посредники; представители духовенства; слу­жащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исклю­чение из избирательного корпуса «социально-чуждых

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»