Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Конституционное (государственное) право России /

Общая характеристика конституции России 1918г.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 

непосредственно перед областным съездом происходит губернский, то делегаты избираются на нем.

      Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Со­ветов: от городов и губерний, но с допущением представительства непосредственно от уездов или наоборот, от областей (ст. 25), т. е. здесь для сельского населения выборы не менее чем четырехсте­пенные. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухстепенные.

      Система многостепенных выборов имела своим историческим предшественником и образцом систему выборов в партийные органы. В условиях революции она была наиболее простой и до­ступной для трудящихся даже с технологической стороны, не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и одну специфическую задачу — они служи­ли своеобразным фильтром, препятствующим проникновению чуждых элементов в высшие органы государства.

       Конституция не фиксирует строго порядок выборов и голосова­ния, оставляя его на усмотрение местных Советов и ВЦИК (ст. 70). Однако некоторые общие положения отражены в тексте Основного закона. Закон исходит из производственно-территориального прин­ципа, сложившегося на практике.

Такая система, очень простая по организации и очень деше­вая, позволяла вместе с тем избирать депутата, хорошо извест­ного избирателям, часто выдвигаемого из своей среды. Выборы проводились в дни, устанавливаемые местными Советами (ст. 66). Единого для всей страны, даже губернии, а порой — и уезда, дня выборов не устанавливалось, по сути дела, никакой избиратель­ной кампании не проводилось.

       Голосование могло быть как тайным, так и открытым. На прак­тике и после принятия Конституции применялись оба порядка голосования.

      Конституция закрепила и право отзыва депутатов Советов. Ле­нин называл право отзыва демократическим правом, позволяю­щим народу наиболее полно осуществить свою волю. Оно также родилось еще до Октября. Уже в «Проекте Наказа при выборах делегатов в Совет рабочих и солдатских депутатов», опублико­ванном в газете «Правда» 7 мая 1917 г., говорилось о праве отзы­ва. Оно фактически и использовалось для изгнания из Советов соглашателей и замены их большевиками. Именно так поступили рабочие Сестрорецкого оружейного завода, завода Барановского, фабрики «Скороход».

      Принципы избирательного права, заложенные в Основном Зако­не РСФСР, были восприняты позднее Конституциями других со­ветских республик, а также и некоторыми зарубежными странами.

4. Права и свободы граждан по Конституции 1918 года.

    Статья 10 Основного закона гласила: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

    Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся. Прямо пре­дусматривалось и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к на­емному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетру­довые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих по­средников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ог­раничивала их в праве военной службы, говоря, что право защи­щать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправле­ние иных военных обязанностей.

     Характерной чертой советской демократии являлся ее интерна­ционализм. Демократия существует не для одного избранного наро­да, а для всех граждан независимо от их национальной принад­лежности. Этот принцип в наиболее общей форме был закреплен в ст. 22 Конституции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объяв­ляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

     Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Кон­ституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные пре­ступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких затруднитель­ных формальностей» права российского гражданства.

Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип равноправия последовательно проводится по всему Основному закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.

      Конституция предоставила гражданам широкий для своего вре­мени круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объедине­ния во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся — классо­вых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся.

     Мы помним, что такие свободы существовали и до Октября. Они были установлены явочным порядком сразу после Февральской революции, и большевики в меру возможности пользовались ими, что помогло, в частности, партийной пропаганде и организации. Теперь эти свободы закреплялись в конституционном порядке. В этой связи важна и проблема гарантированности названных прав и свобод. Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные сво­боды, содержали указание на их материальное обеспечение: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести цер­ковь отделяется от государства и школа от церкви...» (ст. 13); «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выра­жения своих мнений Российская Социалистическая Советская Рес­публика уничтожает зависимость печати от капитала и предостав­ляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все техничес­кие и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг...» (ст. 14). Аналогичным образом строятся и следующие статьи.

      Действительно, отделение церкви от государства означало рас­крепощение граждан, веками зависевших от церкви, с момента ро­ждения до самой смерти, освобождение детей от непременного религиозного воспитания. Правда, и сама норма, и особенно негибкая политика властей, сразу привели к конфликту между церковью и государством. Мирного сосуществования между ними не получи­лось, откровенная воинственная оппозиция церкви новой власти скоро вызвала репрессии против церковников. А. И. Деникин упоминает и об оборотной стороне медали: на белогвардейской территории расстреливали священников, уличенных в сотрудничестве с со­ветской властью.

     Громадной проблемой для левых партий в дореволюционное время была практическая реализация свободы печати. Свобода-то провозглашена была, а издательств, типографий, бумаги не было. Теперь все это было в руках пролетарского государства.

      Даже в годы гражданской войны реально осуществлялась свобо­да слова, причем не только для трудящихся. В Москве, например, действовала Вольная Академия Духовной Культуры, где читали лекции профессора, далекие от марксизма. Так, в 1919/1920 учеб­ном году здесь прочитал свой курс религиозной философии исто­рии Н. Бердяев, раскритикованный В. И. Лениным еще до револю­ции. В названном курсе лектор жестко критиковал марксизм

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»