←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
УНК КРИМИНАЛИСТИКИ И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
С.А.Катков
МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ УЧАСТНИКАМИ
ПРЕСТУПНЫХ СТРУКТУР В СФЕРЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИМУЩЕСТВА.
Лекция.
1994 г.
- 2 -
Вопросы:
1.Характеритика преступлений, совершаемых участниками преступ-
ных структур в сфере приватизации государственного имущества.
2.Методика расследования хищений и должностных преступлений,
связанных с приватизацией государственной и муниципальной собствен-
ности.
3.Методика расследования массовых хищений денежных средств
вкладчиков руководителями коммерческих структур.
Литература:
- 3 -
1.Характеристика преступлений в сфере
приватизации государственной и муниципальной
собственности.
Происходящие в России экономические преобразования в основном
обусловлены изменением отношений собственности. Осуществление при-
ватизации государственной и общественной собственности вводит об-
щество в новое экономическое измерение, способное вывести страну из
глубокого социально-экономического кризиса.
Данные статистики указывают на активное развитие и углубление
этого процесса. Начиная с 1991 г., по России приватизировано более
20 000 различных предприятий. В наибольшей степени процесс привати-
зации затронул предприятия торговли и общественного питания, но в
значительной степени - и промышленные предприятия. Вместе с тем, и
отечественный, и зарубежный опыт приватизации показывает, что этот
процесс, имея позитивные цели, провоцирует активизацию антиобщест-
венных проявлений непосредственно в сфере приватизации, приводит к
росту традиционных преступлений в сфере экономики (хищения, злоу-
потребления служебным положением, взяточничество) и появлению но-
вых, связанных с деятельностью коммерческих структур и их взаимо-
действием с государственными предприятиями, банками, властными
структурами.
Рост корыстных преступлений обусловлен и такими факторами, как
снижение жизненного уровня большой части населения, вызванное спа-
дом производства, ростом инфляции, безработицы. Несмотря на это,
начиная с 1988 г. произошла смена устойчивой тенденции роста выяв-
ляемых преступлений в сфере экономики на последовательное их сниже-
ние. Так, в 1992 г. число выявленных преступлений в сфере экономики
снизилось на 10 % по сравнению с 1988 г.
Такое снижение статистических показателей совпало с реформиро-
ванием экономики и может быть обьяснено не снижением уровня реаль-
ной преступности, а увеличением ее латентности.
По данным экспресс-исследования, проведенного НИИ МВД РФ, со-
циально-психологическое неприятие коммерческих структур в среде
государственных служащих коррупцию, взяточничество, массовые побо-
ры. Об этом заявили 38 % опрошенных предпринимателей. В некоторых
регионах в коррумпированные отношения вовлечено до двух третей ком-
- 4 -
мерсантов. Выявляется большое число сделок о переходе права на
государственную или муниципальную собственность или на пользование
ею к коммерческим структурам на неоправданно льготных условиях,
широкое участие государственных органов и должностных лиц в биз-
несе.
Экономические преступления, совершаемые в сфере приватизации,
используемые преступниками способы обогащения разнообразны, но все
же среди них можно выделить ряд основных, наиболее распространен-
ных, а именно:
1.Хищения государственного имущества, замаскированные под при-
ватизацию, и должностные преступления (взяточничество и злоупотреб-
ление служебным положением), связанные с занижением стоимости иму-
щества, подлежащего приватизации:
2.Массовые хищения приватизационных чеков, денежных средств и
иностранной валюты вкладчиков руководителями инвестиционных фондов,
банков и других коммерческих структур путем мошенничества.
Методика расследования этих преступлений будет рассмотрена в
качестве вопросов настоящей лекции.
2.Расследование хищений и должностных преступлений,
связанных с приватизацией государственной и
муниципальной собственности.
Порядок приватизации государственной и муниципальной собствен-
ности регламентируется довольно значительным числом актов, принятых
органами как законодательной, так и исполнительной власти. К их
числу относятся: Закон "О приватизации государственных и муници-
пальных предприятий в Российской федерации", Государственная прог-
рамма приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации, Указы Президента N 721 "Об организационных
мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных
обьединений государственных предприятий в акционерные общества", N
1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества
государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду".
Приведенный перечень является далеко не полным. Следует отме-
тить, что расследование различных преступлений, связанных с про-
цессами приватизации, существенно осложняется множественностью,
бессистемностью правового регулирования этих вопросов, почти все
нормативные акты и акты применения права по вопросам, связанным с
- 5 -
распоряжением собственностью и приватизацией, либо противоречат
конституции и соответствующим законам, поскольку опираются на указы
президента, либо расходятся с указами, поскольку основываются на
действующих и не отмененных законах, а подчас правовые акты вообще
отсутствуют, например, по приватизации собственности общественных
обьединений. Правовой контроль за приватизацией существенно сужен и
многоуровневым характером законодательства - законы, указы Прези-
дента РФ, акты правительства и других органов представительной и
исполнительной власти, их внутренней противоречивостью,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|