Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Криминалистика и криминология /

Самоубийство

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 

и настоящее в жизни общества, является религия. Недаром в конце прошлого века В.Джеймс в своем знаменитом эссе "Стоит ли жизнь того, чтобы жить?" пришел к выводу, что одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждал самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практически не встречается в странах, исповедующих мусульманскую религию. В иудаизме также подчеркивалось ценность жизни для бога, и потому ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, за исключением отказа от бога, убийства и кровосмешения.

Христианство после волны самоубийств первых христиан-мучеников, стремящихся таким образом как можно быстрее предстать перед лицем всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни. И хотя слова Экклезиаста "и возненавидел я жизнь, ибо все суета и томление духа" могут посоперничать по пессимизму с книгой Иова ("человек рождается на страдания"), тем не менее попытки избежать страданий, ниспосланных богом, объявлялись теоретиками христианства, в частности св. Августином, не просто слабостью, но и грехом (так как нарушается заповедь "не убий"), который лишает самоубийцу прощения и спасения в другой жизни. Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане - семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же, совершившие неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как за убийство.

Поэтому одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни. Религиозный фактор является одной из причин небольшого количества самоубийств и в Польше (с 1970 по 1986 годы зарегистрировано в среднем не более 12 человек на 100000).

Такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся к отречению от плоти. И самосожжение буддистских монахов как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм. Впрочем, массовые религиозные самоубийства предпринимались и в России, например, при многих государственных нововведениях и реформах; примером тому - многочисленные самоубийства как протест против политики, проводимой Петром I.

Современными исследователями установлено, что в целом в государствах, где влияние религии слабее и религиозные нормы, в частности, связанные с самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше.

Социальные факторы

Другим видом самоубийств, непосредственно связанным с социальными причинами, является тот случай, когда общественное положение какой-либо группы людей или конкретного индивида по независимым от них причинам настолько тяжело и невыносимо, что суицид становится одним из реальных путей избавления от страданий.

"Нужда и безработица", "бесплодность и беспросветность борьбы за существование" - эти слова стали штампами и уже давно связываются с причинами примерно 30 процентов самоубийств. В целом экономическая жизнь общества сильно отражается на кривой суицидов: спады в мировой экономике в 1908, 1923, 1929-1933, 1937 годах четко трансформировались в пики на этой кривой, а во времена "великой депрессии" в США уровень самоубийств вырос в 2 раза.

Другие социальные причины более опосредованно влияют на добровольный уход из жизни - есть данные, что в технически высокоразвитых странах вероятность самоубийств резко возрастает. Люди расплачиваются жизнью и за урбанизацию - данные по России о том, что в городе в 3 раза выше процент самоубийств, приводит еще в начале века известный юрист и публицист А.Ф.Кони. В современной мировой статистике выявлены аналогичные тенденции, например, в Польше 1970-1986 годах отмечено в среднем в 2 раза больше самоубийств в городах, чем в сельской местности.

В целом научно-технический прогресс, увеличивающий разделение труда и дифференциацию различных слоев общества, способствует развитию процесса отчуждения у человека и зачастую вызывает ощущение "винтика" в огромной машине цивилизации, не обладающего ценностью собственной жизни.

Довольно широко распространено мнение, что во время войн и революций кривая самоубийств ползет вниз. С одной стороны цифры свидетельствуют об этом. С другой стороны, реального количества добровольно стремящихся уйти из жизни в такие периоды истории не может подсчитать ни один статистик - ведь никто не считает самоубийцей человека, подставившего себя под пули на поле боя. И не случайно одним из распространенных видов самоубийств среди русских офицеров являлась отправка на Кавказ "в поисках пули горцев".

В определение самоубийства, даваемого современными специалистами, входит не только намеренное лишение себя жизни, но и отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. А в таких ситуациях в военное время явно нет недостатка, кроме того смерть в эти периоды истории является настолько обычным явлением, что преднамеренность некоторых случаев не является предметом изучения. Поэтому хотя во время войны и наблюдается действие механизма переноса накопленной агрессии против своего "я" на других людей, принадлежащих к "лагерю врагов", исследователи затрудняются однозначно ответить на вопрос о влиянии войн на суициды.

Среди общественных условий, влияющих на самоубийства, особую роль играют некоторые культурные явления. Например, появление "Вертера" Гете в 1774 году, в котором описаны жизнь и смерть от несчастной любви юного Вертера, породило целую эпидемию самоубийств. И сегодня средства массовой информации умножают этот эффект заражения вирусом самоубийства, основанный на подражании кумирам.

За добровольной смертью 1970 году писателя Юкиа Масима, соискателя Нобелевской премии по литературе, последовала целая серия уходов из жизни японцев самого разного возраста.

Одна из главных тенденций, которые важны для нас, это связь самоубийств с общественно-политической обстановкой в стране, и здесь четко прослеживается закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике и культурной жизни общества и увеличения суицидов при общественных спадах.

Потеря надежд после общественного подъема, как правило, усугубляет кризис общественного сознания, угнетающе действует на членов общества и способствует добровольному отказу от жизни наиболее слабых его членов.

Особенно сильно это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем перспектив для развития. Общество без будущего представляет неистощимый источник для самоубийц; не случайно такое распространение получил суицид в период развала Римской империи, да и развитие суицидальных мотивов в учении стоиков и эпикурейцев, и возникновение Александрийского общества добровольного ухода из жизни совпало с сильными общественными кризисами.

Анализ отношения некоторых социальных групп к суициду в настоящее время.

Старшее поколение

Вернемся в настоящее время - может быть, сказанное ранее поможет хотя бы немного осмыслить тенденции к суицидальному поведению современной молодежи и более старшего поколения. Представим, как "чувствуют" себя различные слои и социальные группы в результате крутого поворота общественного корабля из безветренной бухты "застоя" в бурные воды океана перестройки.

Старшее поколение, как известно, самая главная группа суицидального риска: во всем мире возрастная кривая роста самоубийств, за

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»